Сегодня, 25 октября, День таможенника Российской Федерации. Эта дата была выбрана праздничным днем ФТС РФ не случайно. В 1653 году, 25 октября, царём Алексеем Михайловичем был подписан Именной Указ «О взимании таможенной пошлины», который стал первым и основополагающим российским таможенным Уставом. Таким образом, было положено начало созданию единой таможенной системы на Руси и перестройке таможенного дела в соответствии с потребностями экономического и торгового развития российского государства.
Установление Дня российского таможенника стало выражением признания государством значимости профессии таможенника и вклада таможенной службы России в социально-экономическое развитие страны. Ежегодно Федеральная таможенная служба России на 50% пополняют доходную часть бюджета страны.
В преддверии праздничного дня редакция портала попросила рассказать Сергея Опрю, начальника Мурманской таможни, полковника таможенной службы, о текущей работе таможенной службы региона, о том, какие задачи в настоящее время решает её коллектив.
- За 9 месяцев 2010 года Мурманской таможней перечислено в государственный бюджет России более 77,8 миллиарда рублей, что составляет 104,4% планового задания (за аналогичный период 2009 года - 51,1 млрд рублей).
Внедрение современных информационных технологий в таможенном оформлении позволяет упростить этот процесс, снижает документооборот и значительно сокращает время оформления внешнеторговых грузов. За три квартала текущего года Мурманской таможней всего оформлено 6 458 грузовых таможенных деклараций (ГТД), из них порядка 37% декларации в электронном виде, в том числе поданных с использованием ассоциации сетей Интернет.
По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот в регионе деятельности Мурманской таможни за 9 месяцев 2010 года составил более 10 миллиардов долларов США, 96,54% которого - экспорт. Основными экспортируемыми товарами являются металлы и изделия из них и продукты минерального происхождения. Импортируются - продовольственные товары, включая продукцию морского промысла, изделия из черных металлов, продукция машиностроения (промышленное оборудование, специальные машины, запчасти к ним, инструменты), продукция химической промышленности (сырье для технологических процессов, изделия из резины).
Всего за прошедший период 2010 года через таможенную границу в регионе деятельности Мурманской таможни проследовало более 14 миллионов тонн внешнеторговых грузов, основное перемещение экспортно-импортных грузов в Мурманской области осуществляется морским и железнодорожным транспортом. Внешнеэкономические связи в регионе деятельности Мурманской таможни осуществлялись с 60 странами мира. Крупнейшим экономическим партнером из стран дальнего зарубежья являются Нидерланды - почти 60% от общего объёма внешнеторговых поставок.
В течение января-сентября текущего года через таможенную границу России в пунктах пропуска Мурманской таможни проследовало 321502 граждан и 93093 единицы транспорта.
- Сергей Иванович, Таможенный союз работает уже 3 месяца. Какие предварительные итоги можно подвести?
- На самом деле соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь действует ноября 1995 года. На протяжении около 15 лет странами-участницами Таможенного союза проводилась планомерная работа по совершенствованию и повышению эффективности федеральных актов законодательства и международных соглашений. Итогом этой многолетней совместной работы стало принятие договора о Таможенном кодексе Таможенного союза. Необходимо отметить, что основные принципы международного сотрудничества в рамках Таможенного союза были заложены уже в предыдущем Таможенном кодексе РФ, принятом в 2004 году. Новый Таможенный кодекс Таможенного союза в целом сохранил концепцию ТК РФ.
- Что изменилось в работе Мурманской таможни после принятия ТК ТС?
- Учитывая тот факт, что в регионе деятельности Мурманской таможни отсутствует прямая граница с Беларусью и Казахстаном, в целом порядок работы не изменился. Перемены больше коснулись основных понятий, используемых в таможенном законодательстве. ТК ТС несколько иначе трактует некоторые принципы перемещения товаров через таможенную границу, устанавливает более строгие сроки оформления таможенных деклараций и, напротив, увеличивает срок уплаты таможенных платежей. В то же время срок выпуска товаров сократился. По Таможенному кодексу РФ срок выпуска товаров - не позднее трёх рабочих дней со дня принятия таможенной декларации. По Таможенному кодексу ТС - один рабочий день со дня, следующего за днём регистрации таможенной декларации.
- Есть ли какие-либо шероховатости в законодательной базе Таможенного союза?
- Конечно, есть. Как и в любой законодательной базе. Тем более что при разработке международных нормативных актов необходимо учитывать особенности законодательства всех заинтересованных сторон. В настоящее время таможенный кодекс ТС проходит проверку практикой, ведётся постоянная работа по совершенствованию его положений с учётом реалий экономик наших стран. Кроме того, разрабатываются подзаконные акты, в стадии согласования находится проект закона о таможенном регулировании в Российской Федерации. Многое ещё предстоит сделать, но многое уже сделано. В частности, достаточно подробно и прозрачно в новом законодательстве урегулированы особенности перемещения товаров и транспортных средств физическими лицами для личного пользования, чётко прописаны нормы по весовым и стоимостным показателям разрешённого беспошлинного ввоза товаров.
В то же время многие вопросы порядка таможенного оформления и контроля не в полном объёме урегулированы.
С 1 июля 2010 года вступили в силу Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009 и решение Комиссии ТС от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе», согласно которым перемещение товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому контролю, возможно только в тех пунктах пропуска, где осуществляется пограничный санитарно-карантинный надзор. Список товаров, подлежащих такому контролю, весьма широк и включает в себя пищевые продукты, парфюмерно-косметические средства, одежду, обувь, товары для детей, продукцию машиностроения производственного, медицинского и бытового назначения и другое. Автомобильные пункты пропуска Мурманской области - МАПП «Салла», МАПП «Лотта», ДАПП «Борисоглебск» - не были включены в перечень пунктов пропуска, где осуществляется санитарно-карантинный надзор. И это могло стать проблемой, учитывая приграничную специфику нашего региона. В настоящее время Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области и Мурманской таможней заключено временное соглашение о взаимодействии, по которому в нашем регионе деятельности в пунктах пропуска на российско-норвежской и российско-финляндской границе организовано проведение санитарно-эпидемиологического контроля.
По другим неурегулированным новым законодательством Таможенного союза вопросам используется национальное законодательство в части, не противоречащей законодательству Таможенного союза.
- Не поспешили ли с принятием кодекса? Страны Европы строили свой таможенный союз 35 лет, а мы управились за 5 лет, а кодекс и того написали за 40 дней.
- Как я уже говорил, работа над созданием Таможенного союза и соответственно разработкой нового законодательства проводилась давно и достаточно интенсивно. И кроме того, при проведении столь важных мероприятий вовсе не обязательно проводить всю работу с «чистого листа». Как справедливо замечено, страны Европы имеют большой опыт в создании такого рода экономических сообществ, и игнорировать этот опыт было бы недальновидно.
- Каков грузооборот на Мурманской таможне со странами-участницами Таможенного союза?
- Случаи перемещения товаров в/из стран-участниц Таможенного союза единичны в связи с тем, что в регионе деятельности Мурманской таможни нет непосредственных границ с этими странами. За период с 01.07.2010 Мурманской таможней оформлена 1 (одна) декларация на товары, перемещаемые из Республики Беларусь.
- Как отреагировало бизнес-сообщество на принятие ТК ТС? Есть мнение, что предпринимателей он скорее отталкивает из-за ужесточившихся правил декларирования и прочих бюрократических проволочек.
- Так сложилось исторически, что любые нововведения в российском законодательстве обязательно в первую очередь вызывают настороженность у определённых кругов общественности. В данном случае эти опасения беспочвенны. Основные изменения, которые претерпело таможенное законодательство, имеют своей целью сокращение сроков, необходимых для проведения таможенных формальностей, а также повышение эффективности и оптимизацию таможенного контроля.
Сегодня мы работаем в тесной взаимосвязи с представителями организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в регионе деятельности Мурманской таможни. В таможне организована «горячая линия» для консультирования всех заинтересованных лиц, информирования и разъяснения требований и положений нового таможенного законодательства. Совместно с представителями деловых кругов периодически проводятся семинары и рабочие встречи для обсуждения и решения актуальных для нашего региона вопросов, возникающих в ходе реализации Таможенного кодекса ТС. Приятно отметить, что со стороны участников ВЭД мы всегда встречаем понимание.
- Кто выиграл, а кто проиграл от введения ТК ТС?
- Цель любого законодательного акта - обеспечение безопасности государства и защита его интересов, борьба с нарушениями закона, повышение эффективности государственного контроля. Новое таможенное законодательство помимо указанных целей ориентировано также на развитие и укрепление экономического сотрудничества между союзными государствами, что, несомненно, повлечёт за собой рост благосостояния наших стран, развитие взаимовыгодной торговли и производства. Не думаю, что от этого кто-то проиграет.
- Вызовет ли ТК ТС изменение в потоках грузов? Например, не станет ли дешевле ввозить в Россию рыбу через Беларусь?
- Учитывая отсутствие у Республики Беларусь выхода к морю, вызывает сомнение изменение потока рыбопродукции из данной страны. Несомненно, новое законодательство позволит странам-участницам Таможенного союза осуществлять более тесное взаимовыгодное сотрудничество. Целью нового Таможенного кодекса и принятых в соответствии с ним документов является упрощение таможенных формальностей, увеличение грузооборота между нашими странами.
***
В канун профессионального праздника за успехи и особые достижения в деле защиты экономических рубежей России 88 мурманских таможенников отмечены таможенным ведомством за успехи в службе, в том числе медалью «За усердие».