Наша редакция уже не первый раз рассказывает о дискуссиях, разыгравшихся в профессиональной среде, политической и в обществе по вопросу разграничения морских пространств Баренцева моря и Северного Ледовитого океана согласно договору от 15 сентября 2010 года между Российской Федерацией и Королевством Норвегия, подписанному в Мурманске. Сегодня мы вновь поднимаем эту животрепещущую тему. Во-первых, потому что она касается возобновляемых биологических ресурсов, большой части которых наша страна, а значит, и Мурманская область могут лишиться (в отличие от углеводородов, запасы которых в Баренцевом море через 50-100 лет активной эксплуатации будут исчерпаны полностью). Во-вторых, появился реальный повод к повторному разговору на эту тему - рыбацкое сообщество Северного бассейна просит депутатов Мурманской областной думы воздержаться от ратификации договора по разграничению морских пространств Баренцева моря и Северного Ледовитого океана.
Точка зрения рыбаков была заслушана на прошлой неделе сначала на заседании профильного думского комитета - по природопользованию и агропромышленному комплексу. В повестке дня депутатов стоял единственный вопрос: об обращении Союза рыбопромышленников Севера по вопросу разграничения морских пространств Баренцева моря и Северного Ледовитого океана. А именно - рыбаки просят Мурманскую областную думу выступить с инициативой обращения в МИД РФ, Госдуму, Совет Федерации и российское правительство с просьбой: не допускать ратификации вышеуказанного договора в предложенной на согласование редакции. Они считают целесообразным прежде внести в приложение к данному договору свои предложения, и только после этого осуществить ратификацию.
В работе комитета при рассмотрении этого вопроса в качестве приглашенных участвовали представители Союза рыбопромышленников Севера, Координационного совета «Севрыба», ОАО «Мурманский траловый флот», Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства, комитета рыбохозяйственного комплекса Мурманской области. А также Полярного научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича, Мурманского морского биологического института КНЦ РАН, депутаты и руководители фракций политических партий в областной думе.
Растолковать, чтобы поняли
Представители рыбацкого сообщества разъясняли депутатам проблему со всех сторон. Стоит отметить, что ее суть понимали только те народные избранники, что пришли в региональный парламент из рыбацкой среды. В том числе Андрей Иванов, руководитель думского комитета по природопользованию и агропромышленному комплексу, который и произнес вводное слово. Он пояснил также, что МИД России, ранее заявлявший, что договор подписан и ничего в нем изменить нельзя, буквально сегодня изменил свою позицию: изменения наших рыбаков в приложение к договору до ратификации внести можно. После ратификации Госдумой это сделать будет нельзя. Но чтобы ГД приняла эти предложения, нужно убедить в их целесообразности сначала Мурманскую областную думу. Чем рыбаки и принялись заниматься, начав с комитета по природопользованию.
Василий Никитин, генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера, начал свои объяснения с примера по договору Бейкера - Шеварднадзе о разграничении морских пространств в Беринговом море. В результате его скоропалительного подписания, даже несмотря на то, что Госдума его до сих пор так и не ратифицировала, США в одностороннем порядке приняли ряд мер, чтобы оставить российским рыбакам вместо хороших промысловых участков одни воспоминания о рыбалке. России в Беринговом море осталось всего 4 промысловых участка, в трех из которых - традиционно плохие уловы, а в одном рыбы вообще нет. В результате Россия лишилась 200 тысяч тонн ежегодного улова валютоемкого минтая, который на Дальнем Востоке является единственным представителем так называемой белой рыбы.
В Баренцевом море белой рыбой, высоко ценящейся на рынке Европы, является в большей степени треска, в меньшей - пикша. В результате ратификации договора о разграничении мы можем лишиться более 300 тысяч тонн ежегодного вылова тресковых.
Процесс окончательного перехода двух стран - России и Норвегии - на жизнь в новых (после договорных) условиях займет 10-15 лет. Этого будет достаточно, по мнению Василия Федоровича, чтобы окончательно вытеснить наших рыбаков из Баренцева моря, где сегодня добывается до 98% всего ежегодного улова Северного бассейна.
Норвежские рыбаки, как выяснилось на недавно прошедшей 39-й сессии Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству, поддерживают российских коллег только в части дележа интересов с нефтегазом. В 2011 году для выработки совместной позиции в данном вопросе будет проведена совместная конференция.
Если объяснять несведущим в рыбацких вопросах депутатам «на пальцах», то после ратификации Норвегии отойдет западная сторона Баренцева моря, России - восточная. На СРНК норвежская сторона, традиционно осуществлявшая часть трескового промысла в российской экономзоне, в будущем году вообще от него отказалась. То есть она ясно дала понять, что в рыбалке в РЭЗ не заинтересована, ей достаточно своей рыбы. Российские же рыбаки добывают в норвежской экономзоне до 70% тресковых. С точки зрения нашего рыбацкого сообщества, норвежское заявление знаменует новый этап в совместных отношениях - норвежцы будут вытеснять россиян из своей зоны. Через 2-3 года роль СРНК в наших отношениях будет снижаться до тех пор, пока совсем не сойдет на нет.
Далее. Норвежцы два года назад объявили об эксперименте по так называемому экологическому промыслу в Баренцевом море. Они традиционно ловят ярусом, который считают (и навязывают эту точку зрения другим прибрежным государствам) единственным экологически удачным орудием лова. Мы используем трал, который норвежцы расценивают как наносящий урон популяции трески. Российских рыбаков будут понуждать к тому, чтобы отказаться от трала вообще. Сделать это в рекордные сроки не удастся хотя бы потому, что это очень дорого.
Норвежцы сегодня успели получить экологический сертификат по требованиям Морского попечительского совета на промысел трески и пикши. Как мы уже сообщали, это даст им существенные преимущества при продвижении своей продукции на европейских рынках.
Контрольная точка «Север-2», где проходят отметку при выходе из РЭЗ наши рыбаки, теперь, получается, будет находиться в НЭЗ. Куда ее переместят после ратификации договора в данной редакции - непонятно. Может быть, поближе к Тромсе. Очень «удачно», с учетом того, что именно там судятся с норвежской береговой охраной наши рыбаки.
Все вышеперечисленное понимают на уровне ВАРПЭ (Всероссийская ассоциация российских производителей и экспортеров) и СНПС (Северный научно-промысловый совет, состоявшийся 13 октября в Москве). Хотелось бы, чтобы поняли и наши депутаты.
Понуждение к прогрессу?
Игорь Сабуров поинтересовался: может быть, российским рыбакам стоит быстрее переходить на ярус, поскольку это прогресс?
Юрий Лепесевич, заместитель директора ПИНРО по науке, пояснил, что у яруса тоже есть свои недостатки: рыба частенько срывается с крючка, бывает, что до 50% на него попадается маломерной рыбы. Кроме того, вместо рыбы на крючок попадаются также морские птицы и млекопитающие.
Андрей Иванов добавил, что на Северном бассейне работает 13 ярусоловов, которые заводят в основном те, кто имеет маленькие квоты, - чтобы продлить период работы судов в году. Для того чтобы переоборудовать наше небольшое траловое судно под лов ярусом, потребуется 1,5 млн долларов.
Норвежцы пребывают в эйфории
Виталий Касаткин, председатель правления Союза рыбопромышленников Севера в качестве показательного примера привел работу российского флота в канадской зоне. В 1976 году Канада ввела свою 200-мильную экономическую зону, и уже в 1982 году российского промыслового флота там не стало. Нет, его никто оттуда не выгонял, но канадцы создали такие невыносимые условия, что россияне сами ушли.
Виталий Касаткин обратил внимание на статью 2 подписанного договора о разграничении, где говорится о том, что каждая сторона соблюдает линию разграничения и не претендует на права другого. Без внесения в эту статью дополнения «за исключением зоны архипелага Шпицберген» Россия фактически теряет право промысла в этом районе, которое она имеет по Парижскому договору о Шпицбергене 1920 года.
В Норвегии лов ярусом преимущественно - семейный, и эта страна держит в приоритете социальный вопрос. Россия ставит задачу экономическую - принести как можно больше налогов (доходов) стране.
«Норвежцы после подписания этого договора пребывают в эйфории, - сказал рыбопромышленник. - Мы это видели на сессии СРНК».
Александр Абакумов (на фото), ветеран рыбной промышленности, рассказал, что по заданию Министерства рыбного хозяйства СССР работал несколько лет на Шпицбергене по контролю за ненормальной ситуацией, сложившейся в том районе после введения Норвегией в одностороннем порядке так называемой рыбоохранной зоны у этого архипелага, заявившей тем самым свои суверенные права на район международного регулирования. После принятия рыбоохранной зоны в законодательном порядке против наших рыбаков был предпринят открытый прессинг береговой охраной. В этой связи МИД СССР объявил Норвегии ноту протеста. В 70-80-е годы в зоне архипелага - богатого рыбопромыслового района - непрерывно дежурили наши военные суда, а капитаны рыбопромысловых судов получили четкое указание - норвежскую рыбоохрану на борт судов не пускать, их требования не выполнять. Что и делалось, и ничего с этим норвежская сторона поделать не могла. Сегодня ситуация изменилась в корне, что удручает и обижает Александра Викторовича, отдавшего делу отстаивания интересов наших рыбаков много лет активной трудовой жизни.
«Развеселим» соседей?
Валентин Балашов, руководитель ББТУ, сказал, что требования российских рыбаков поддерживает - изменения в приложение к договору вноситься должны. В законодательном порядке.
- Мы делали все, чтобы это было сделано вовремя, использовали все возможности, - говорил Валентин Валентинович. - Пример тому - бесконечная переписка с российским МИДом, вручение соответствующих писем высшим лицам государства. Рвали на себе тельняшку, не занимались разве что только самосожжением на площади Пяти Углов. В последний день 39-й сессии СРНК руководители делегаций Крайний и Крог сидели до полвторого ночи. На следующий день они даже не разговаривали друг с другом лично, а общались исключительно через посредников. Норвежцев озлобляют наши предложения, особенно относительно Шпицбергена. Они действительно, как было сказано, пребывают в эйфории. Мы должны использовать все политические силы, чтобы добиться желаемого результата.
По поводу модернизации тралового флота - согласен, это делать надо. Ситуация в мире с «зелеными» действительно такова, что они готовы расписать, как больно раку, когда его бросают в кипяток. Убедить общественность в том, что траловый промысел беспощаден, они смогут. Нам нужно сделать все, чтобы оттянуть процесс использования тралового флота, а модернизировать его все равно придется.
Относительно работы рыбоохраны. Мы ввели свои суда в зону Шпицбергена в 2008 году. В этом году 4 раза норвежская рыбоохрана пыталась арестовать наш траулер, но мы его отстояли. Я прошу рыбопромышленников определиться: нужна им наша помощь или нет? Инспекторы при работе в море сталкивались с такой позицией капитанов (читай: их работодателей): «лучше мы заплатим норвежцам штраф, хоть и не согласны. Вы уйдете, а нам здесь работать».
И еще - изменения в приложение к договору вносить надо, но и усложнять все не стоит. У России есть как минимум 5 рычагов, чтобы сделать норвежцев в рыбацком вопросе сговорчивей и веселей.
Рыбацкие предложения
Предложения рыбаков Северного бассейна, не учтенные российским МИДом вовремя, состоят в следующем.
Во-первых, Соглашение между правительством Союза Советских Социалистических Республик и правительством Королевства Норвегия о сотрудничестве в области рыболовства от 11 апреля 1975 года и Соглашение между правительством Союза Советских Социалистических Республик и правительством Королевства Норвегия о взаимных отношениях в области рыболовства от 15 октября 1976 года должны оставаться в силе в течение пятнадцати лет после вступления в силу настоящего договора. После истечения указанного срока каждое из этих Соглашений остается в силе в течение последующих шестилетних периодов, если ни одна из договаривающихся сторон не уведомит другую о прекращении его действия не позднее чем за 6 месяцев до шестилетнего периода.
Во-вторых, в районе, в котором ранее рыболовство регулировалось в пределах двухсотмильных исключительных экономических зон от материковых частей Российской Федерации и Королевства Норвегия протоколом о временных правилах рыболовства в смежном участке Баренцева моря от 11 января 1978 года, а также соответствующими обменными письмами от 11 января 1978 года, ранее достигнутые договоренности применяются в полном объеме на переходный период в течение пятнадцати лет после вступления в силу настоящего договора.
В-третьих, Смешанная российско-норвежская комиссия по рыболовству, созданная Соглашением между правительством Союза Советских Социалистических Республик и правительством Королевства Норвегия о сотрудничестве в области рыболовства от 11 апреля 1975 года, должна продолжать осуществлять свою деятельность в соответствии с ранее достигнутыми соглашениями.
В-четвертых, действующие меры регулирования рыболовства для общих запасов и ассоциированных с ними видов, представляющих единый экологический комплекс Баренцева моря и Северного Ледовитого океана, которые приняты в рамках Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству на момент подписания настоящего договора, остаются в силе в течение пятнадцатилетнего периода, если иное не будет принято совместно в Смешанной комиссии.
В-пятых, договаривающиеся стороны будут содействовать в осуществлении совместных научных программ по мониторингу за объектами рыболовства, состоянием окружающей среды, проводимых в своих исключительных экономических зонах, создав для этих целей соответствующий режим наибольшего благоприятствования.
В-шестых, стороны продолжают в рамках Смешанной комиссии работу по скорейшему принятию единых правил рыболовства, гармонизированных мер контроля за деятельностью рыболовных судов в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане и процедур наказания в случае нарушения совместно принятых правил рыболовства.
В-седьмых, в районе, подпадающем под действие Договора о Шпицбергене 1920 года, рыболовство и меры его регулирования должны осуществляться в соответствии с принятыми ранее в рамках Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству. Контроль за деятельностью своих судов в этом районе рыболовства каждая страна осуществляет самостоятельно, информируя об этом другую страну.
Комитет по природопользованию и агропромышленному комплексу принял решение:
1. Поддержать предложение рыбаков.
2. Обратиться в Мурманскую областную думу с рекомендацией - принять предложение рыбаков и обратиться с инициативой в МИД РФ, Парламентскую ассоциацию Северо-Запада, Государственную Думу, Совет Федерации, российское правительство о внесении поправок в приложение к договору о разграничении.
3. Мурманская областная дума должна выступить с инициативой, обратившись в Госдуму и другие указанные ранее инстанции, воздержаться от ратификации договора с целью его доработки в указанной рыбаками редакции.