В начале октября в Мурманске прошел II Арктический Мурманский международный экономический форум, в рамках которого состоялась конференция «Государственная политика в области охраны окружающей среды и природопользования в условиях масштабного освоения Арктики».
В конференции приняли участие заместитель губернатора Мурманской области Олег Тигунов, председатель Мурманской областной думы Евгений Никора, председатель комитета природопользования и экологии Мурманской области Алексей Смирнов, а также представители крупных компаний, работающих на Кольском полуострове, таких, как ООО «Газпром добыча шельф», ООО «ФосАгро-АГ», ООО «Кольская горно-металлургическая компания» и другие.
С докладом о совершенствовании государственного регулирования в области охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности в условиях освоения Арктики перед участниками конференции выступил Олег Тигунов. «Проблемы экологической безопасности и устойчивого развития в российской части Арктики с каждым годом приобретают всё большую остроту и актуальность, - говорит Олег Леонидович, - Арктическая зона Российской Федерации характеризуется рядом особенностей, определяющих её экологической значимость. К наиболее важным следует отнести наличие уникальных экосистем с низкой устойчивостью и большая роль в сохранении климата для обеспечения биологического разнообразия».
Во время конференции звучали разнообразные мнения о безопасности работ по освоению Арктики. Представители бизнеса и научных кругов в своих выступлениях отмечали, что огромный опыт, накопленный в мире, в проведении работ по газо- и нефтедобыче, транспортировке позволяет говорить о почти полной их безопасности. Экологи же пытались донести до участников конференции и общественности свою обеспокоенность за возможные необратимые последствия на ранимую экологию северных регионов от масштабных работ по освоению богатств Арктики.
Олег Леонидович в своём выступлении отметил, что если предприятия, которые работают в Арктике, будут руководствоваться прежде всего принципами экологической безопасности в части уменьшения воздействия на хрупкую окружающую среду региона, то можно достичь устойчивого социально-экономического развития без ущерба для экологии.
Учитывая тот факт, что вопросы безопасности, связанные с реализацией Штокмановского проекта, постоянно возникают у жителей Мурманской области, редакция портала «Nord-news» попросила специалистов ООО «Газпром добыча шельф» ответить на самые актуальные из них.
- Сейчас много говорят о том, что природный газ - это экологическое топливо XXI века. Так ли это? И какова природа происхождения этого газа?
- Природный газ - это газ, который извлекают из глубоких подземных залежей. Он формируется из разложившегося органического материала (животных и растений, которые существовали сотни миллионов лет назад). При высокой температуре и давлении со временем эти органические материалы постепенно превращались в газ со следующими основными элементами: метан, азот и вода. Метан, составленный из 1 атома углерода и 4 атомов водорода, является простейшей формой углеводорода. Кстати, по оценкам экспертов, в Арктике содержится до 30% мировых запасов природного газа.
В своем начальном состоянии природный газ не имеет запаха, не является токсичным и не загрязняет окружающую среду при сгорании.
При испарении природный газ может воспламениться, если произойдет контакт с источником пламени (когда, к примеру, мы подносим спичку к газовой горелке). Сгоревший газ оставит после себя двуоксид углерода и водяной пар. Именно это происходит при использовании газа в обогреве зданий или, например, в газовых плитах. Для воспламенения газа в воздухе необходимо иметь концентрацию испарений в воздухе от 5% до 15% и открытый источник огня. Если концентрация до 5%, то испарений недостаточно для начала возгорания, а если более 15%, то в окружающей среде становится слишком мало кислорода.
- В последнее время часто можно услышать про СПГ, он чем-то отличается от обычного природного газа?
- Сжиженный природный газ (СПГ) - природный газ, сжижаемый при охлаждении до - 163 градусов Цельсия для облегчения хранения и транспортировки. По сравнению с газообразной формой сжиженный природный газ уменьшается в объеме примерно в 600 раз. СПГ представляет собой бесцветную жидкость без запаха, плотность которой в два раза меньше плотности воды. На 75-99% состоит из метана. Транспортировка по воде осуществляется специальными танкерами СПГ. Для хозяйственного применения сжиженный газ преобразуется в газообразное состояние на специальных регазификационных терминалах.
- Этот сжиженный природный газ опасен? Легко воспламеняем?
- СПГ не находится под давлением, его среда не является агрессивной или токсичной. СПГ не горит и не взрывается, т.к. он не содержит кислорода. На открытом пространстве при нормальной температуре СПГ возвращается в газообразное состояние и быстро растворяется в воздухе.
- Насколько опасна морская перевозка СПГ?
- Морская перевозка СПГ начинает свою историю с 1954 года, и за все время не было ни одного случая катастрофических аварий, которые могли бы привести к гибели судна, терминала и персонала. Имели место две серьезные посадки танкеров-газовозов на мель, но никаких выбросов, утечек СПГ не было. После ремонта суда смогли продолжить движение. За всю историю морских перевозок СПГ было совершено около 50000 рейсов и пройдено около 200 миллионов километров. В настоящее время в мире насчитывается более 300 танкеров-газовозов. Максимальная вместимость одного танкера достигает 266 тысяч куб.м.
Доставка СПГ - это процесс, включающий в себя несколько стадий. Сначала происходит трансформация природного газа в СПГ на заводах по сжижению газа. Затем СПГ транспортируется на танкерах-газовозах до береговых терминалов, где происходит разгрузка и регазификация. Как только СПГ вернулся обратно в состояние газа, транспортировка конечным потребителям происходит по трубопроводам. Весь процесс производства и доставки СПГ регулируется строгими правилами и стандартами.
- Известно, что на Штокмановском месторождении будет работать специальная морская платформа. Насколько это опасно в районе, где появляется лед и айсберги?
- Технологические платформы и суда-газовозы специально проектируются для добычи, переработки, перевозки СПГ в строгом соответствии с действующими международными правилами, кодексами и российским законодательством. Строительство судна и технологических платформ ведется под ежедневным наблюдением как со стороны судовладельца так, и со стороны классификационного общества (Российского Морского Регистра Судоходства). Все поставляемое оборудование проверяется до монтажа и тестируется после монтажа. Суда-газовозы и технологические платформы имеют двойной корпус, усиленную конструкцию, которая дополнительно позволяет защищать корпус в случае посадки, столкновения, нахождения в ледовых условиях. Криогенные грузовые емкости на танкерах-газовозах и грузовые емкости технологических платформ оборудованы системой безопасности, позволяющей предотвратить разливы, выбросы и случайные утечки. Система безопасности на борту танкеров и технологических платформ в обязательном порядке включает в себя противопожарное и аварийно-спасательное оборудование. Танкеры-газовозы и технологические платформы находятся под регулярным техническим наблюдением как со стороны экипажа, которое ведется в соответствии с утвержденной программой профилактических работ, так и со стороны Морского Регистра, проводящего годовые инспекции, двухгодовые и специальные четырехлетние инспекции, в течение которых все оборудование и конструкция судна тщательном образом проверяются. Учитывая тяжелые климатические условия севера, все суда, работающие на Арктическом шельфе, будут оснащены специальным оборудованием, отвечающим требованиям Морского Регистра для работы в ледовых условиях, в условиях низких температур и сильного волнения.
В районе использования технологических платформ на постоянной основе будет находиться на дежурстве судно обеспечения ледокольного класса. Сама технологическая платформа в случае подхода айсбергов будет способна самостоятельно сняться со своего места стоянки за 6 часов, а в случае аварийной ситуации она способна отсоединиться за несколько минут. На платформах будут постоянно находиться специалисты, обеспечивающие мониторинг окружающей среды, в том числе движения льда и айсбергов.
Технологическое оборудование для добычи газа, установленное на платформе, и жилая надстройка экипажа будут разделены противопожарной стеной. Внутри жилой надстройки для экипажа будет предусмотрено специальное помещение безопасности. Кроме того, платформа будет оборудована вертолетной площадкой.
- Морской порт в Териберке будет расположен в нескольких километрах от поселка. Насколько это опасно для поселка?
- Если говорить непосредственно о морском порте в Териберке, то проектом предусмотрено большое количество мер безопасности, включая установку различных детекторов, экранных табло, контрольных приборов, позволяющих предупреждать и обнаруживать возможные утечки, разливы и пожар. Для обеспечения швартовных операций танкеров-газовозов специально для этих целей будут построены пять мощных буксиров. Все буксиры также будут оборудованы аварийно-спасательным и противопожарным оборудованием.
Кроме этого во время проектирования терминала СПГ разрабатывают множество других мер безопасности. Например, количество фланцев, заслонок и других частей, которые могут привести к протечке, сводится к минимуму. Резервуары-накопители будут располагаться на достаточном удалении от других сооружений, дабы предотвратить цепную реакцию в случае чрезвычайной ситуации. Безусловно, постоянный мониторинг сооружений и оборудования (инспекции, камеры видеонаблюдения и пр.), тренировки персонала по аварийно-спасательным работам и пожаротушению, четкое выполнение плана по ликвидации чрезвычайных ситуаций гарантируют немедленную реакцию в случае какого-либо происшествия.
Поэтому в целом все предпринимаемые нами меры безопасности в процессе реализации Штокмановского проекта направлены на то, чтобы сделать проект максимально безопасным как для населения, так и для природной среды. Уверены, что так и будет!
Наша справка:
ООО «Газпром добыча шельф» было создано в октябре 2008 года. 100% уставного капитала компании принадлежит ОАО «Газпром».
Сегодня компания является оператором второй и третьей фазы разработки и эксплуатации одного из крупнейших в мире - Штокмановского газоконденсатного месторождения, а также заказчиком по реализации инвестиционного проекта ОАО «Газпром» по обустройству Киринского газоконденсатного месторождения (проект «Сахалин-3»).