Мы продолжаем нашу рубрику о кризисе, поразившем важнейшие отрасли экономики нашей области, от которых в прямом и переносном смысле зависит наша жизнь. Речь идет об энергоснабжении и ЖКХ.
В предыдущем выпуске на наши «неудобные» вопросы отвечал председатель Мурманской областной думы, человек с опытом работы в энергетике Евгений Никора. Г-н Никора представил нам общую картину проблемы и рассказал о том, кто виноват в кризисе и что в связи с этим делать.
Но вопросы, на которые хотелось бы услышать честные ответы, касаются не только общих вещей - есть и вполне конкретные, которыми нужно заниматься в ежедневном режиме. Они определяются действующим законодательством, по которому функции по организации энергоснабжения городов и поселков области возложены на муниципальную власть. Именно этот уровень власти несет ответственность за то, чтобы населению были обеспечены его права на комфортное проживание.
Эти права, в свою очередь, закреплены в Конституции Российской Федерации. Тем не менее реальная практика такова, что прокуратура и суды возлагают ответственность за комфортное проживание граждан на энергоснабжающие организации, обязывая их поставлять ресурсы фактически бесплатно. И если в отношении предприятий теплоснабжения это еще имеет какой-то смысл: последние, как правило, являются муниципальными или связанными с муниципалитетами через различные схемы передачи в ведение и управление имущества котельных и поставляют тепло непосредственно гражданам или исполнителям коммунальных услуг, которых граждане выбрали, то в отношении электроснабжающих предприятий картина несколько иная. Последние поставляют электроэнергию в качестве одного из компонентов, необходимых для работы тепло- и водоснабжающих предприятий в ЖКХ, а для электрокотельных их продукция является вообще «топливом». У них нет никаких правоотношений с конечными потребителями тепла. Котельные так или иначе принадлежат муниципалитетам, которые, повторимся, и должны организовать надлежащим образом энергоснабжение граждан. И все же ответственными за теплоснабжение по факту почему-то считается гарантирующий поставщик электроэнергии ОАО «Колэнергосбыт», которое Кандалакшский районный суд, в частности, обязал подавать электроэнергию бесплатно на электрокотельную в Лувеньге.
Именно об этой ситуации и об этой проблеме в целом мы поговорим сегодня с главой администрации одного из самых трудных в этом смысле муниципалитетов Мурманской области - г. Кандалакша Андреем Ивановым.
- Андрей Николаевич, как человек, имеющий большой опыт муниципального управления, объясните: как случилось, что несмотря на все успехи в экономике страны, достигнутые в последние 7-8 лет, проблемы в энергоснабжении наших муниципальных образований (из которых, собственно, эта страна и состоит) не только не были решены, но наоборот - приобрели черты полномасштабного кризиса?
- Если смотреть на ситуацию поверхностно, оценивая только внешнюю сторону явлений, как это чаще всего происходит, то проблемы энергоснабжения решены: люди обеспечиваются и теплом, и электроэнергией. Но если копнуть чуть глубже, становится очевидно, что не всё так гладко, что существуют тарифные дисбалансы, существуют построенные в советские времена большие и малые котельные, которые на сегодняшний день являются неэффективными.
- В чём причина их неэффективности?
Основная причина неэффективности теплоснабжающих предприятий в нашем регионе заключается в том, что те котельные, которые были построены в советское время, не удовлетворяют потребностям сегодняшнего дня. Перспективы того времени предполагали развитие поселков, увеличение численности проживающего в них населения, в связи с чем основными требованиями к котельным, построенным в советские годы, были их величина и мощность (чем больше котельная, чем больше она вырабатывает ресурса - тем лучше). В современных условиях ситуация кардинально поменялась как в сфере экономико-демографического развития поселков, так и в области использования энергетических ресурсов. Приоритетным стало применение энергосберегающих технологий. Таким образом, ранее построенные котельные не соответствуют современным условиям энергосбережения. Поэтому необходимо строительство новых более дешевых, практичных и доступных котельных на биотопливе либо на угле.
- Это что касается энергетической эффективности. Но ведь есть и известная проблема экономической неэффективности котельных?
- Да, безусловно. Здесь речь уже идёт об упомянутой выше проблеме тарифообразования, а конкретнее - тарифных дисбалансов, когда электроэнергия, как топливо для электрокотельной, обходится дороже, чем производимое и отпускаемое конечным потребителям тепло.
- Эта проблема не нова. Почему из года в год она остается нерешенной? Каких ресурсов не хватает для ее решения: финансовых, административных, организационных, правовых?
- Чего не хватает? Прежде всего, не хватало в своё время возможности завести в эту сферу финансовые средства для решения вопросов. Медленно, но, наконец, начала решаться проблема, как только мы смогли убедить областные органы управления в том, что необходимо один раз вложиться, чтобы потом не решать эти вопросы каждый год в такой же примерно сумме. Взять, к примеру, одну из самых проблемных котельных - в посёлке Лувеньга. 40 миллионов рублей стоит новая котельная, и по 35 миллионов рублей Лувеньга каждый год не платит, то есть накапливает задолженность перед поставщиками электроэнергии. Видим, что цифры сопоставимые. Значит, один раз вложившись, мы уйдём от этой проблемы раз и навсегда, то, наверное, есть смысл вложиться. Нас услышали, то есть, наконец, хватило этих самых административных ресурсов для того, чтобы получить финансовые ресурсы. Поэтому сейчас вопрос начнёт решаться.
В целом, на наш взгляд, все те котельные, которые есть, необходимо либо модернизировать - ставить газификаторы или накопительные баки, варианты решений есть - либо, как в ситуации с Лувеньгой, строить принципиально новые котельные. Для этого нужны единовременные вложения. А единовременные вложения возможны только тогда, когда власть в лице тех, кто распределяет денежные средства (прежде всего, это правительство области), убедились, что проблема назрела настолько, что не вкладывать сегодня - означает получать убытки завтра. Если такое понимание есть и с нашей стороны, и со стороны областного правительства, проблема будет решаться. Сейчас такое понимание появилось.
- Какие конкретно меры предпринимаются муниципальной властью по существу для устранения причин проблемы тарифных дисбалансов и её следствий, в частности, неплатежей?
- В прошлом году в п. Лувеньга было создано новое предприятие ООО «Лувеньга». С помощью административных рычагов город пытался устранить проблему тарифного дефицита посредством выравнивания разницы в ценах на затраты производства и предоставление тепловой энергии потребителям. Однако, даже используя административный ресурс, не удалось установить тариф, соответствующий затратам предприятия.
Сегодня решить эту проблему только силами муниципального образования не представляется возможным. На первом этапе необходимо совместно с областным правительством закладывать в бюджет дополнительные средства на устранение тарифного дефицита, а в дальнейшем полностью менять устаревшие котельные на новые, экономически эффективные.
- А сами муниципалитеты не могут повлиять на ситуацию? Ведь есть Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», есть Федеральный закон № 190-ФЗ «О теплоснабжении», которые говорят о том, что ответственность за организацию том числе теплоснабжения на подведомственных им территориях несут как раз органы местного самоуправления.
- Обвинять муниципалитеты в том, что не решаются какие-то вопросы, конечно, удобно, но нам нужно понимать, что муниципалитеты зажаты в рамки бюджетного законодательства так, что им просто не вздохнуть. Бюджетные ограничения, устанавливаемые на уровне областного правительства, лишают нас возможности решать проблемы, даже если мы видим возможные реальные решения.
А на уровне правительства области нас, муниципалитеты, не всегда хотят слышать. Считается, что если такие проблемы, как организация теплоснабжения - это проблемы муниципалитетов, то и разбираться они должны сами, решая эти вопросы на местах. Но в то же время мы понимаем, что все муниципалитеты в области дотацинные. И, соответственно, правила игры устанавливает тот, кто дотирует местные бюджеты, т.е. правительство области. Поэтому проблему можно решить только сообща.
Сейчас, если будет принята методика, и мы вместе с энергетиками попытаемся сделать так, чтобы деньги им пошли, тогда проблема начнёт решаться.
- Возвращаясь к ситуации в Лувеньге: почему во уже несколько лет муниципалитет, имеющий на своем балансе электрокотельную, отдает это имущество сомнительным организациям, те заключают договоры на электроснабжение, ни копейки по ним не платят, а потом уходят в банкротство, одно предприятие за другим? Долги превысили уже за 100 миллионов рублей и, судя по всему, погашать их никто не собирается... Этот вопрос как-то будет решаться?
- Здесь нельзя категорично говорить о сомнительности предприятий, которым передавалась котельная. Созданные после банкротства своих предшественников новые предприятия изначально были вполне платежеспособны. Другой вопрос, что установленные тарифы не позволили им длительное время оставаться на плаву.
На сегодня финансовые возможности у администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша для оказания помощи таким структурам отсутствуют, да и в действующем законодательстве не предусмотрены правовые основы для этого.
Сегодня на всех уровнях необходимо понимание того, что без кардинальных решений и строительства новых энергоэффективных котельных вопрос закрыт не будет. Что касается погашения старых долгов, то необходимо решать ситуацию с выделением субсидий из бюджетов всех уровней, и, прежде всего, федерального, для их покрытия.
- Энергетики неоднократно озвучивали ещё одно условие, при котором вопрос может решаться по существу: муниципалитеты могут, наконец, взять на себя предусмотренную законодательством ответственность за теплоснабжение, в том числе путем заключения договора энергоснабжения через муниципальное учреждение. Будет ли это сделано?
- Такой механизм мог бы быть нужен только для получения компенсации тарифных дисбалансов. Но дело в том, что для получения компенсации форма собственности -муниципальная или частная - не имеет значения, получать компенсацию может и частное предприятие.
Что касается ответственности, я уже говорил, что здесь стоит вопрос не нежелания муниципалитета нести ответственность, а вопрос реальной финансовой возможности выполнять определённые обязательства в рамках этой ответственности. А это уже зависит не только от муниципальных органов власти, но и от воли правительства областного уровня.
- Есть ли у вас сегодня четкий план действий в отношении решения проблем неплатежей в энергоснабжении и ЖКХ вверенного вам муниципального образования?
- Есть. Одним из основных этапов плана является разработка механизма возмещения разницы в тарифах на уровне правительства области, тогда часть проблем с неплатежами будет решена.
Решающим шагом станет переоборудование и строительство новых котельных. Проект строительства новой современной котельной на биотопливе в с. Лувеньга администрацией уже подготовлен.
- Нужна ли, по вашему мнению, специальная долгосрочная программа в области по решению проблем кризиса в энергоснабжении и ЖКХ?
- Программа нужна, безусловно. Такие серьезные годами не решаемые проблемы можно и нужно продвигать с помощью программных методов. Только латанием дыр и перекладыванием ответственности друг на друга данные вопросы не решить.
Что касается ситуации, сложившейся сегодня с задолженностью за электроснабжение котельных и их отключением, здесь мы полностью понимаем позицию энергетиков. Сейчас нам главное понять, как найти совместные решения. Эта проблема так или иначе упирается в финансовые ресурсы: сможем мы найти финансовые ресурсы для её решения или не сможем. Уверен, что заставить финансовые средства работать на результат мы сможем, главное чтобы эти средства были.