Приморский сенатор Людмила Талабаева по итогам рабочей поездки на предприятия региона подготовила предложения по поддержке рыбной промышленности. Для сохранения небольших предприятий на отдаленных территориях нужно отложить «второй этап» перераспределения квот и разобраться с «первым», заявила член Совета Федерации.
С момента вступления в силу в 2004 году Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов » от 20.12.2004 N166-ФЗ рыбная индустрия России начала своё устойчивое развитие в условиях рыночной экономики. Государство заключило с ранее осуществлявшими морской промысел рыбопромышленниками долгосрочные договоры, разделив между предпринимателями квоты добычи (вылова) водных биоресурсов по долям (исторический принцип) в зависимости от результатов работы каждого. В известном смысле в рыбном хозяйстве страны был реализован принцип «кто не работает, тот не ест». Год от года росли уловы и объёмы производства рыбной продукции, до 2012 года в стране увеличивалось среднее душевое потребление рыбных продуктов.
Потребление рыбы и рыбопродуктов (на душу населения в год, килограммов):
1990 | 2000 | 2005 | 2010 | 2011 | 2012 | |
---|---|---|---|---|---|---|
Потребление рыбы и рыбопродуктов (в товарном весе) |
20,4 | 10,4 | 12,6 | 15,6 | 16,6 | 17,1 |
Российский статистический ежегодник. Федеральная служба государственнойстатистики
За четыре последних года на два самых популярных вида пищевой продукции - сельдь тихоокеанскую и сельдь атлантическую, которые регулярно потребляет 84% населения страны - оптовая цена выросла в два с половиной раза. Следующие за сельдью по объёмам потребления минтай, скумбрия и треска за указанный период подорожали на опте в среднем на 50%. Население переключается на бюджетные пищевые товары - минтай, навагу и т.п. В последние три года одной из самых растущих категорий в рыбе и морепродуктах стали паштеты, намазки, рубленая продукция (продукция из производственных остатков). В настоящее время на основании экспертных оценок, в России ежегодное среднее душевое потребление рыбопродуктов не превышает 14 кг в товарном весе. При этом Минздрав России, исполняя требования Доктрины продовольственной безопасности, установил отвечающий современным требованиям здорового питания рекомендованный объём потребления рыбных продуктов - 24 кг/чел/год в товарном весе, то есть без кишок и потрохов.
Фактор негативной динамики рыбного хозяйства
В 2015 году впервые в истории рыбной отрасли России (включая период СССР) был запущен резонансный эксперимент. Чиновники назвали его «квоты под киль».
Новая формула распределения квот между рыбаками следующая. Построил судно на российской верфи - получи дополнительную квоту на вылов даров моря (за счёт части квот коллег по рыбному «цеху»). С высоких трибун должностные лица убеждали руководителей страны в том, что это будет очень эффективно. Подавляющее большинство рыбопромышленников и властей приморских регионов тогда были против слома принципа распределения квот между пользователями водных биоресурсов (исторический принцип) и предлагаемого столичными авторами «квотного» метода стимулирования отечественного судостроения.
Однако время летит быстро. Прошло семь лет. Как-то плавно-плавно дискуссия об административно-принудительном повышении «эффективности» отечественной рыбной отрасли и «квотном» развитии судостроения, как и следовало ожидать, завела служивых деятелей в состояние глухой смысловой обороны. Диалог с рыбаками на эту тему фактически закончился. Причина проста. Пять лет практической реализации рыбо-строительной концепции «квоты под киль» показали экономическую ущербность для рыбной промышленности страны громкого «московского проекта»:
- Рыбная отрасль по уши в долгах
- Цены на рыбную продукцию на внутреннем рынке выросли в разы
- Среднее душевое потребление рыбных продуктов упало до уровня двадцатилетней давности
По существу, в 2022 году авторам и идеологам схемы «квоты под киль» (на самом деле схемы масштабного передела между рыбацкими предприятиями объёмов сырьевого ресурса) предъявить российскому обществу нечего. Из строящихся с 2018 года 105 судов построено и введено в эксплуатацию всего 6 штук, да ещё и, как говорится, по цене «чугунного моста».
Поэтому, прекрасно понимая реальное положение вещей, отраслевые «младореформаторы» перешли к языку заклинаний.
Главное - много обещать
Месяц назад руководитель Федерального агентства по рыболовству И. В. Шестаков дал публичное обещание Президенту России о том, что в конце текущего года планируется передача 14 рыбопромысловых судов, а в следующем году ожидается, что 38 судов войдут в состав рыбопромыслового флота. Те, кто знает, как в действительности обстоят дела со строительством рыболовных судов, с изумлением слушали речь главного отраслевого начальника.
Однако расчёт организаторов специального праздничного мероприятия был напорист и прост. Нужно ещё раз очень громко пообещать, чтобы высочайшим административным ресурсом протолкнуть в Государственную Думу законопроект о «втором этапе» реализации метода «квоты под киль» (что и произошло несколькими днями позже - «фокус» сработал).
Итак, скорости растут. С 2018 года планируется уже «третья фаза» перераспределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов между крупным и малым бизнесом. Не исключено, что будет и «четвертая» - по тем видам водных биоресурсов, которые ещё не участвовали в явлении «квоты под киль». Или ранее были включены в «план дележа», но в незначительном объёме (догадаться, о чём идет речь, несложно). Все эти виды рыб интересны и важны для некоторых заинтересованных рыбных олигархов. Тем более, что теперь механизм разработан. Более того, на Дальнем Востоке они в указанном законопроекте себе выторговали соответствующую компенсацию за участие в «первом этапе» размером в 4% от величины общего допустимого улова минтая и сельди.
Позиция большинства рыбаков
Годы летят быстро, и вне всякого сомнения расставят всё на свои места. Время покажет, выполнит ли федеральный руководитель то, что обещал главе государства, и куда окончательно заведёт экономику отечественной рыбной отрасли и внутренний рыбный рынок России сокращение числа предприятий малого и среднего бизнеса и продолжение «закапывания» денег крупных рыбопромышленных предприятий в строительство явно избыточного количества производственных мощностей.
Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей, опираясь на консолидированное мнение большинства региональных отраслевых союзов и ассоциаций рыбаков, высказала однозначное мнение о законопроекте и о его последствиях в случае принятия Государственной Думой.
В этой связи при решении вопроса с квотами (фактически, рабочими местами в рыбной отрасли прибрежных территорий) рыбакам сейчас важно услышать голос власти приморских регионов, уверены в отраслевых объединениях Дальнего Востока и Севера.