Англицизмы, англицизмы, англицизмы. Они сегодня повсюду. Они лезут везде, проникают в наше сознание, заполоняют собой все пространство вокруг нас. Они появляются каждый день. И даже стали полноправными словами в орфографическом словаре русского языка.
Вот один из таких англицизмов, который может выйти нам боком. Дипфейк (от англ. Deep fake). Откроем Википедию. «Дипфейк - это видеоролик, в котором лицо одного человека подменяется другим при помощи алгоритмов машинного обучения. В этом слове соединены два понятия: глубокое обучение нейросетей (deep learning) и подделка (fake)». Однако, слово «обучение» (learning) не совсем понятным образом выпало из этого словосочетания, и осталось только «дипфейк», что в переводе означает «глубокий обман», «серьезная подделка».
Похоже, «Парламентская газета» становится моим настольным периодическим изданием. Вот на этой неделе «ПГ» сообщила своим читателям, что «аватары известных актеров предложили защитить законом». Это означает, что в ближайшие годы на кинозрителей может обрушиться вал премьер с давно ушедшими из жизни знаменитостями. И поможет продюсерам в этом технология «глубокого обмана».
Технология дипфейк позволит в буквальном смысле воскресить на экране давно умерших людей. Например, в этом году на Первом канале показали новые серии сериала «Диверсант», где вновь «сыграл» ушедший из жизни 12 лет назад актер Владислав Галкин. Создание восьми минут экранного воплощения персонажа Галкина заняло четыре месяца производства. Зато, по их словам, получилось не эпизодное появление капитана Калтыгина, а полноценная роль, в которой герой выражает эмоции, двигается, разговаривает.
Эта глупая и опасная, на мой взгляд, идея так понравилась генеральному директору Первого канала Константину Эрнсту, что он, ничтоже сумняшеся, объявил о новом смелом эксперименте - запущен в производство ремейк легендарных «Семи самураев» Акиры Куросавы, но действие перенесут во времена Гражданской войны «где-то в Новороссии», а в главных ролях сыграют уже умершие советские актеры. Эрнст рассказал, что будет семь главных персонажей, среди которых два - современные артисты, а пять - современные артисты, но в аватарах великих советских актеров, тех, которых мы любим и которых нам так не хватает, в лучший их период.
Все это похоже на бред. Нам действительно не хватает многих артистов, которые уже ушли из жизни. Но вот нужно ли их «воскрешать»? Пока идет довольно вялое обсуждение этой новинки в профессиональной среде. Смысл его можно выразить всего несколькими словами: вопрос, конечно, интересный, но как бы не навредить. А опасность навредить есть. И причем довольно серьезная. Представьте себе виртуальных Любовь Орлову или Фаину Раневскую, которые будут действовать (рука не поднимается написать «будут играть») на экране совсем не так, как они понимают, чувствуют и могут, а как это понимает, чувствует и может себе представить режиссер фильма. Или того хуже, компьютерщик. Ведь если их талант окажется не эквивалентен таланту великих актрис, то может получиться черт знает что! А молодые зрители, никогда не видевшие «живых» Орлову и Раневскую, будут удивляться, что такое особенное мы в свое время в них находили? Актриски-то так себе. А на самом-то деле не они так себе, а режиссеришка, покусившийся на великое, имея только лишь одни ничем не подкрепленные амбиции
Кстати, Первый канал и не подумал спросить разрешения у родных Владислава Галкина прежде чем использовать его образ в сериале. Не царское это дело. Не от того ли был разочарован Борис Галкин, увидев приемного сына на экране спустя 12 лет после его смерти. Разочарован не тем, что его не спросили, а разочарован увиденным!
Честно говоря, я не понимаю, для чего нужно городить такой огород. Ведь у каждого времени свои герои, свои кумиры, свои звезды. Или они перевелись на Руси? Почему мы не оглядываемся в прошлое, а с упорством, достойным лучшего применения, стремимся туда?
Может быть, это происходит, в том числе и потому, что из-за санкций, лишающих нас права официально смотреть мировые премьеры? Не секрет, что кинотеатры сейчас переживают очень трудные времена. Возможно, многим из них грозит закрытие. Кстати, если уж я заговорил о Голливуде - вы ведь поняли, что я имел в виду, говоря о лишении нас возможности официально смотреть мировые премьеры. Новый «Диверсант» у нас вышел в этом году, а у них уже пять лет назад появились порнографические ролики с «участием» звезд Голливуда.
В том же «Голливуде» еще 20 лет назад был снят фильм «Сабина» с Аль Пачино в главной роли. Тогда этот фильм назвали фантастическим. По его сюжету режиссер, которого играет Аль Пачино, рассорился с исполнительницей главной роли, и она ушла с фильма. В отчаянии режиссер бросился к гениальному компьютерщику, который создал для него виртуальную актрису. Зато без комплексов, без закидонов. И он снял ее в своем новом фильме. Дальше - больше.
Виртуальная звезда «доигралась» до «Оскара» на церемонию вручения которого она, по вполне понятным причинам, явиться не могла. Отчаявшийся режиссер решает «убить» свою виртуальную звезду, но все уже поверили в то, что она реально существует. Режиссера арестовывают и обвиняют в убийстве народной любимицы, которой на самом деле не существует. В итоге, коли пипл схавал, героиню приходится «оживить». В общем, все печально...
Вот еще что хочу сказать. Представьте себе, что найдут полностью подходящего по комплекции актера и «прилепят» ему лицо Василия Шукшина. Это будет Василий Макарович? Бред какой-то... Зачем нам поддельный Шукшин, поддельный Чарли Чаплин? Зачем?
И в заключение еще немного о мертвых. Первого ноября в Москве, в Экспоцентре на Красной Пресне открылась международная выставка погребальных принадлежностей, похоронного сервиса и мемориального искусства «Некрополь-2022». Среди услуг, которые предлагают устроители выставки, участие в собственных похоронах. То есть, тебя, уставшего от суеты, положат в гроб и опустят в могилу. Организаторы говорят, что это поможет вновь начать ценить жизнь.
Как там у Визбора? Все на продажу понеслось, и что продать, увы, нашлось. Поэтому восклицаю вслед за Цицероном и Грибоедовым: «О времена! О нравы!»