Несколько дней назад, 6 мая, в Лондоне состоялась коронация нового короля Великобритании Карла III и королевы Камиллы. На торжественную церемонию коронации в Вестминстерском аббатстве было приглашено 2300 гостей, включая всех членов королевской семьи. И это было очень скромно. Например, 70 лет назад на коронации Елизаветы II гостей было в 3 раза больше.
По всей стране прокатилась волна восторгов, некоторые англичане занимали места с вечера и ночевали на улице, чтобы увидеть пышную красочную церемонию с близкого расстояния. Сотни, если не тысячи туристов, оккупировали отели Лондона, несмотря на высочайшие цены.
Конечно, были и те, кто был настроен негативно по поводу церемонии коронации. В некоторых городах прошли уличные акции протеста против британской монархии и расходования бюджетных денег на королевские торжества. В самом Лондоне по пути следования кортежа стояли пикеты с плакатами «Это не мой король!».
Тем не менее, всё прошло благополучно, и все могли наблюдать многочисленных членов королевской семьи на балконе дворца.
Я же, глядя на них, перенёсся мысленно в начало нулевых годов, когда Мурманск с визитами поочерёдно посетили два члена английской королевской семьи.
Наш отель «Полярные Зори» в те годы был признанным лидером гостиничной индустрии Мурманской области, поэтому именно к нам было решено селить почётных гостей с голубой кровью. Оба раза отель с холла до крыши обошли специалисты с собакой на предмет взрывных веществ, отель был досконально проверен всеми контролирующими органами, нам было сказано, что от нас в том числе зависит впечатление гостей от Мурманска.
Первым у нас поселился Его Королевское Высочество Принц Майкл Кентский. Это было 24 июня 2001 года. Тогда он во главе большой группы английских журналистов совершал поездку по России под названием Media Trip To Russia. В Мурманске он принял участие в обсуждении с губернатором области и представителями Росатома вопросов по утилизации ядерных отходов на Кольском полуострове. В отеле всё прошло спокойно, завтрак для принца был организован в номере, но члены его делегации завтракали в зале ресторана вместе с другими гостями. В книге Почётных гостей он оставил предельно лаконичную запись: «Michael. 24 June 2001».
А через год у нас проживал Его Королевское Высочество Герцог Эдвард Кентский. Свой трёхдневный визит в Россию Герцог Эдвард совершал в качестве президента комиссии по военным захоронениям Британского Содружества. В ходе посещения Мурманска он встречался с губернатором области, но его главной целью было посещение захоронений британских военнослужащих, погибших во время первой и второй мировых войн. В Мурманске есть большое кладбище, на котором похоронены не только англичане, но и канадцы, индусы, австралийцы, выходцы из многих стран Содружества, которые погибли во время поставок военной и продуктовой помощи СССР в годы Второй Мировой войны в Мурманск и Архангельск.
Его проживание в нашем отеле также ничем особым не запомнилось, кроме повышенных мер безопасности и внимания прессы. А в книге гостей он оставил более развёрнутый, чем у брата, отзыв: «Very comfortable stay. Edward. 19-20 July 2002».
В любом случае, нам очень было почётно организовать все условия для комфортного проживания королевских особ в нашем отеле. Но вот какой факт не даёт мне покоя в последние недели подготовки к коронации нового короля Великобритании. В далёком 1976 году Майкл получил специальное разрешение от Елизаветы II на брак с разведённой католичкой. После чего утратил право на престолонаследие. А ведь в то далёкое время (47 лет назад!) он был всего лишь 15-м в списке претендентов на трон. То есть при вполне лёгком полёте фантазии в духе альтернативной истории вполне можно было бы предположить ситуацию, что именно Майкл Кентский был бы сейчас героем пышной церемонии.
А наш отель имел бы фантастический повод для рекламы и маркетинговых фишек, как сейчас любят говорить. Как тут не вспомнить песню про то, что «всё могут короли...но, что ни говори, жениться по любви не может ни один король!». Вернее, может, как в нашем случае, но тогда одновременно может попрощаться с надеждой на корону.