В предыдущих публикациях, освещающих непростые проблемы в энергетике и ЖКХ области, мы задавали «неудобные» вопросы ответственным лицам, так или иначе влияющим на принятие решений, без преувеличения затрагивающих интересы всех жителей области. Ведь все мы являемся в том или ином качестве потребителями услуг ЖКХ и энергетических ресурсов - так устроена современная жизнь, и от этого нам никуда не деться. На наши вопросы отвечали представители органов власти: открыл дискуссию председатель областной думы Евгений Никора, рассказавший об общих представлениях и взглядах региональных законодателей на проблемы энергоснабжения и ЖКХ. Г-н Никора указал, что основная роль в энергоснабжении и ЖКХ в действующей системе законодательства отводится муниципалитетам, и именно они должны прилагать максимум усилий для решения проблем этих отраслей. В какой-то степени ему ответил тогда глава администрации Кандалакши, а ныне исполняющий обязанности зам. министра энергетики и ЖКХ области Андрей Иванов, говоривший о недостатке фактических полномочий и ресурсов для решения этих проблем у муниципалитетов. Продолжил дискуссию начальник управления по тарифному регулированию Александр Черечеча, определивший политику государственного регулятора в проблемных отраслях как корректное отражение складывающейся ситуации и нахождение баланса интересов потребителей и поставщиков ресурсов и услуг. Наконец, руководитель профильного министерства энергетики и ЖКХ Мурманской области Геннадий Микичура в своих ответах подробно объяснил причины неплатежей в энергоснабжении и ЖКХ, заметив при этом, что не считает положение во вверенных ему отраслях кризисным. Вообще тон и стилистика его ответов в целом, на наш взгляд, характеризуется известной песенкой «...а в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо!..»
В любом случае очевидно, что позиции выступивших в газете ответственных чиновников, принимающих решения, помогают всем нам лучше понять, что же происходит в проблемных отраслях в преддверии специальных депутатских слушаний на эти темы. Однако все наши собеседники, будучи блестящими профессионалами в своей сфере, представили нам отраслевые проблемы с внешней стороны. Сегодня, завершая цикл интервью, посвященный кризисным явлениям в региональной энергетике и ЖКХ, мы подведем итоги и придадим картине законченный вид, дополнив ее мнением человека, который знает сущность проблематики изнутри, может назвать причины проблем, реально прогнозировать следствия и предложить эффективные пути их решения. На наши «неудобные» вопросы ответит опытный энергетик, генеральный директор ООО «КРЭС-Альянс», осуществляющего стратегическое управление деятельностью основных поставщиков электроэнергии в регионе, председатель Совета директоров ОАО «Колэнергосбыт» Алексей Преснов.
- Алексей Викторович, проблемам энергетики и ЖКХ в последние годы уделяется самое пристальное внимание, которое не ограничивается просто полемикой. Как со стороны органов государственной власти всех уровней, так и со стороны самих участников рынка предпринимаются меры по решению накопившихся и вновь возникающих задач. Как изменилось положение в регионе за последнее время в результате этих усилий?
- Энергоснабжение и ЖКХ - действительно важнейшие компоненты, от которых зависит жизнь в регионе, поэтому эта проблематика действительно требовала и требует огромного внимания.
Если говорить о ситуации в ЖКХ в целом, то основные черты, характеризующие предприятия этой сферы, - огромные долги, сформировавшиеся в течение многих лет по объективным и субъективным причинам, слабая дисциплина при закупках топлива, не обеспеченные средствами прожекты. При этом никаких реальных планов по выходу из кризиса у этих предприятий не было и нет. В этих условиях практически в ручном режиме был начат отопительный сезон 2009-2010 года. Область не замерзла ни в одном населенном пункте, хотя предпосылки к этому имелись, взять хотя бы ту же Териберку, Лувеньгу или Никель. Одновременно уполномоченные органы худо-бедно взяли под контроль в ЖКХ ситуацию с управляющими компаниями, которая развивалась тоже далеко не лучшим образом. С оперативным управлением в энергоснабжении и ЖКХ на данном этапе область в целом справилась, сейчас основной вопрос - это поиск системных решений существующих в регионе проблем.
Что касается конкретно проблематики электроснабжения, то здесь за предыдущие 7-8 лет тоже накопилось немало завалов, а в последние несколько лет они явно обозначились и заявили о себе в полный рост, прежде всего в связи с неравномерностью и несинхронностью развития электроэнергетики и смежных отраслей. Причины известны: электроэнергетика стала рыночной, а тепло- и водоснабжение пока еще нет. Рыночной является и топливная отрасль, поставляющая первичные энергоресурсы в систему теплоснабжения. Снизу тоже проблема - запущен слабо проработанный нормативно рынок ЖКХ. Ответственные игроки рынка еще не пришли, потому что еще не выросли, поэтому им необходимо помогать расти. Это сложная задача, решать ее возможно, в частности, через СРО, поощрение создания прозрачных биллинговых систем, обеспечивающих расщепление средств, собранных с населения, в пользу поставщиков ресурсов.
Исполнители коммунальных услуг сегодня распоряжаются огромными средствами, их задолженность в адрес поставщиков ресурсов растет, и нужен механизм действенного контроля за их деятельностью со стороны государства и органов самоуправления, что также было отмечено на последнем заседании Госсовета в Сыктывкаре, посвященном этим вопросам. В нашей области такой механизм уже разработан: в частности, существует известный регламент смены управляющих компаний, который, по идее, должен вывести этот процесс в цивилизованное русло. Он нуждается в доработке: нужно четко определить, куда уходят долги населения, накопленные в адрес предыдущей управляющей компании, ведь по факту сегодня после ее смены ни прежняя, ни новая компания не заинтересованы в их сборе. На Госсовете прозвучала мысль о том, что региональным государственным жилищным инспекциям нужно дать больше прав для контроля за деятельностью исполнителей коммунальных услуг. Те меры, которые уже предпринимаются в области - введение стандартов деятельности исполнителей коммунальных услуг в ЖКХ, объединение их в СРО, повышение прозрачности расчетов, - необходимо ввести на законодательном уровне в виде изменений в нормативно-правовую базу отрасли. Губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко на Госсовете заявил, что негативные явления в системе управления ЖКХ, с которыми мы сегодня сталкиваемся: двойные квитанции, незаключение договоров с поставщиками ресурсов, незаконная передача домов в управление, - это не просто споры хозяйствующих субъектов, но и угроза государственной безопасности страны. Однако тут важно не перегнуть палку: управляющие компании - это частные коммерческие организации, они должны работать не только ответственно, но и прибыльно, иначе, если в отрасли будет один контроль, но не будет экономической выгоды, ничего из этой затеи не получится. Граждане должны понять, что исполнители коммунальных услуг - это их представители на этом рынке, они выполняют задачи и функции, которыми граждане их наделили в сфере управления своим имуществом в многоквартирных домах. Выполнение этих функций в пользу граждан не может быть бесплатным, при этом граждане вправе ожидать и требовать, чтобы функции выполнялись эффективно и были направлены на экономию средств и ресурсов, в том числе энергетических. К этому относится та же установка общедомовых приборов учета потребляемых ресурсов. Да, это стоит определенных средств, но граждане должны чувствовать, что это приносит пользу, а поставщики ресурсов и услуг - им это объяснять, а также прилагать все усилия, чтобы сделать систему расчетов прозрачной и понятной для потребителей. Об этом совершенно справедливо говорил на Госсовете президент Дмитрий Медведев. Только так, разъясняя суть реформы, опираясь на поддержку граждан, мы сможем решить системные проблемы в энергоснабжении и ЖКХ.
Вообще говоря, для решения системных проблем в энергоснабжении и ЖКХ нужны несколько другое мышление и методы работы. С этой точки зрения плодотворными могут стать совместные усилия коммерческих и государственных структур, направленные на поиск решений. В частности, этой осенью была проведена работа по анализу дисбалансов в тарифах на электроэнергию и тарифах тепло- и водоснабжающих предприятий региона, особенно многочисленных электрокотельных. Проблема дисбалансов существует, она по большей части имеет объективные корни и причины, и ее надо решать. Но уровень неплатежей за ту же электроэнергию в некоторых муниципальных образованиях в разы превосходит объективные дисбалансы, и это уже другая проблема. На июльском заседании правительства области нами были обнародованы цифры платежей за электроэнергию по некоторым муниципалитетам: 4%, 8%, 12% от суммы выставленных счетов! Это уже не дисбалансы - это прямая безответственность, если не сказать жестче, чиновников и руководителей муниципальных предприятий и учреждений ЖКХ. Сейчас на различных уровнях прорабатываются вопросы возможных путей реформирования и модернизации системы энергоснабжения в ЖКХ области, собираются и анализируются различные точки зрения по этим проблемам. Свой вклад в решение этих вопросов должны внести и предстоящие слушания на эту тему в областной думе.
- Алексей Викторович, Вы упомянули июльское заседание правительства на эту тему. Были ли тогда приняты конкретные решения по данным острым вопросам и как они реализуются на протяжении месяцев?
- По его итогам было дано протокольное поручение в адрес Министерства энергетики и ЖКХ и Минфина области о разработке специальной долгосрочной целевой программы по ликвидации тарифных дисбалансов в энергоснабжении ЖКХ. В рамках этой работы этим же министерствам было поручено срочно разработать и согласовать методику по компенсации убытков электрокотельных, вынужденных продавать тепло по ценам ниже экономически обоснованных, а потому, в конечном итоге, накапливающих долги в адрес поставщиков электроэнергии. Однако на сегодня методика хоть и разработана, но до сих пор не утверждена, так как не прошла согласование в Минфине. Более того, это поручение уже снято с контроля и, похоже, возвращаться к нему никто не собирается. А ведь сегодня общая сумма задолженности только электрокотельных уже приблизилась к 1 миллиарду рублей. Однако нельзя сказать, что не было предпринято никаких шагов по решению проблем. В области принята долгосрочная целевая программа по совершенствованию и модернизации коммунальной инфраструктуры, и часть вопросов в ней, видимо, должна перекликаться с программой ликвидации тарифных дисбалансов. Однако, на мой взгляд, степень проработанности мероприятий по модернизации является крайне низкой. Это же относится и к вопросам определения источников финансирования этих мероприятий. И конечно, эти две программы - совсем не одно и то же, а потому программа по ликвидации тарифных дисбалансов также должна быть создана. В ее рамках нужно предусмотреть финансирование как для ликвидации самих дисбалансов, так и для модернизации объектов, ведь иначе мы можем сесть на эту иглу субсидирования, и у предприятий потеряется всякий интерес к модернизации, повышению энергоэффективности.
- Алексей Викторович, исходя из Вашего опыта, на чем, Вы считаете, должно базироваться выделение средств для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в энергоснабжении: на результатах научных и проектных обоснований инвестиций или же на предложениях муниципалитетов - владельцев этой инфраструктуры?
- Безусловно, одних только предложений муниципалитетов недостаточно - должен быть проведен комплексный анализ всей ситуации, всей системы энергоснабжения в том или ином населенном пункте, рассмотрены различные варианты и только потом приняты решения. Ведь та система, которая сегодня у нас существует, разрабатывалась и строилась в совершенно другой экономике, в плановой системе хозяйствования. Она отвечала на тот момент требованиям и задачам, которые перед ней ставились - обеспечить ресурсами экономику области. У нас много электрокотельных, потому что электроэнергия, вырабатываемая в области на ГЭС и АЭС, считалась дешевой, плюс у нас энергоизбыточный регион и электроэнергетические мощности заперты. Но сегодня рынок электроэнергетики таков, что, несмотря на то, что физически электроэнергия к нам не приходит из-за пределов области, а наша, вырабатываемая здесь, - в избытке, цены у нас незначительно отличаются от цен в остальной части первой ценовой зоны. И электрокотельные, потребляющие эту электроэнергию по ценам промышленных предприятий, хотя и снабжающие в основном население, оказываются неконкурентоспособными, так как тарифы на тепло продолжают оставаться нерыночно низкими. Это касается экономики области в целом - у нас длинный отопительный сезон, мы потребляем больше энергоресурсов и, конечно, у нас должен быть особый порядок в ценообразовании на первичные энергоресурсы. Другим вариантом комплексного решения проблемы, и, возможно, более рыночным в этом смысле, может стать система субсидирования тепло- и водоснабжающих предприятий с целью ликвидации тарифных дисбалансов. Решение потому и называется комплексным, что должно основываться на системном подходе, опираться на выверенные обоснования и проработки с учетом всех факторов. Например, президент говорил на Госсовете о ситуации с газоснабжением отдаленных небольших населенных пунктов: он считает, что тянуть газ туда не нужно - слишком дорого, нужно просто решить вопрос с тарифом на электроэнергию для отопления, и все. Это дешевле. Абсолютно аналогичная ситуация и у нас с теми же электрокотельными в сельской местности: идеальный вариант - модернизировать их за небольшие деньги, сделать их работу полностью автоматической и оставить работать, решив вопрос с тарифом. Ведь абсолютно ясно, что таким административным решением можно сэкономить массу средств: не строить новые, достаточно дорогие источники тепла, к тому же довольно затратные в эксплуатации и не очень экологичные. Другое дело, что мы крайне ограничены во времени: проблема разрослась уже до таких масштабов, что нужны срочные меры, ведь наш регион уже сегодня занимает одно из первых мест по долгам в системе энергоснабжения ЖКХ. Поэтому задача заключается в том, чтобы достаточно быстро создать программу, в рамках которой будут определены необходимые субсидии для ликвидации тарифных дисбалансов и средства для модернизации системы тепло- и водоснабжения. Необходимые субсидии посчитать можно быстро, и с модернизацией систем водоснабжения тоже относительно ясно - вопросы хорошо проработаны в рамках проекта «Чистая вода». Нужно только уточнить, как все эти мероприятия технического характера влияют на устранение дисбалансов в тарифах на воду, электроэнергию и топливо. Гораздо сложнее обстоит дело с принятием выверенных решений относительно модернизации теплоснабжающего комплекса. Но начинать нужно сегодня, чтобы уже в 2011 году мы хотя бы не накапливали новые долги в этой сфере и начали рассчитываться со старыми.
Я полагаю, нужно внимательно рассмотреть предложение о создании у нас некого «рынка субсидий», на котором предприятия коммунальной сферы могли бы конкурировать, бороться за субсидии, чтобы субсидии давали предприятию не только возможность выживать, но и развиваться. Источником средств таких субсидий может стать федеральный бюджет, но для того чтобы эти деньги выделялись, вопрос нужно хорошо проработать. Этим должны сегодня заниматься и власть, и социально ответственный бизнес, работающий на этом рынке. В этом, собственно, и есть суть государственно-частного партнерства: государство гарантирует долгосрочные правила игры и вкладывает средства в процесс развития в той сумме, на которую субсидия превышает объем необходимых средств для ликвидации тарифных дисбалансов. Остальные необходимые для модернизации предприятий средства будет вкладывать бизнес, который при таком подходе понимает, что эти инвестиции окупятся, ведь они снизят потребление первичных энергоресурсов, и при наличии гарантированного уровня субсидий на определенный срок они получат прибыль. Еще одним источником возврата инвестиций для бизнеса будет ясный, предсказуемый тариф на несколько лет вперед. По существу, предлагается внедрение долгосрочных тарифов при расчете тарифов на тепло и, возможно, на воду - так называемой системы RAB (метода доходности на инвестированный капитал), уже применяющейся в электроэнергетике. Мурманская область, в силу того, что здесь проблемы неплатежей уже достигли пика, может быть первой в реализации этой стратегии. Таким образом, мы свои недостатки и проблемы обратим в преимущества, потому что указанные проблемы в скором будущем затронут и другие регионы: даже там, где вся теплоэнергетика работает на газе, уже проявляются ценовые дисбалансы. Это и российская, и общемировая тенденция: цены на первичные энергоресурсы растут опережающими темпами по отношению к тарифам энергоснабжающих предприятий и уж тем более к инфляции. Выход один - экономить, применять новые энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии. В Мурманской области уже ведется работа по всем этим направлениям, осталось только свести эту деятельность в стройную систему целей и задач, направленных на удовлетворение нужд потребителей ЖКХ - нашего населения - в соответствии с мировыми стандартами.