Всем же время от времени звонят вот эти люди, которые называют вас по имени отчеству и рассказывают, что прямо сейчас кто-то пытается украсть ваши деньги, на ваших картах подозрительная активности или кто-то с одинаковыми с вашими данными пришел взять кредит. Все мы знаем, что это мошенники, главная цель которых - выманить у вас данные карт или сразу деньги. Многие задаются вопросом: ну как так можно? Мы поговорили с тремя такими товарищами и знаем, как ответить на ваш вопрос.
Мошенник Евгений
- Я устроился на работу два года назад. За это время я успел поработать и в колл-центре, и из дома, но суть работы была одинаковая - звонить по предоставленной работодателем базе и, по нескольким, также прописанным моделям разговора, либо добиться 16 цифр с лицевой стороны карты и трех с обратной, либо уговорить человека перевести деньги на тот счет, что скажу я. Второе, кстати, сложнее. Понимаю ли я, что делаю? Конечно, да. Поначалу мне было довольно сложно. У нас руководитель по скайпу проводил что-то типа семинара, как себя вести, как говорить и даже были ролевые задания - вот сейчас ты разговариваешь с быдло-мужиком, а теперь с интеллигентной женщиной. И ты должен как бы их развести.
- Ты понимаешь, что человек, с которым ты говорил, преступник и ты стал соучастником мошенничества. Или кражи, группой лиц по предварительному сговору?
- Знаешь, без лоха жизнь плоха.То, чем я занимаюсь, похоже на рыбалку. Из десяти забросок, одна поклевка и мне нужно довести ее до победы. Чего только я не выслушиваю: и проклятия, и оскорбления, и матерную ругань.
- Уверена, все наши читатели тебя пожалеют. Но ведь пострадавшие, зачастую, самая доверчивая категория граждан - пенсионеры, чьи-то бабушки и дедушки. Не стыдно?
- Не стыдно. Мы грабим не их, а банки, которые делают деньги на том, что крутят наши деньги и зарабатывают миллиарды на процентах. Тем, кто пострадал - положена компенсация. Мне тоже нужно есть и жить. Моя профессия - экономист - стране не нужна. Зарабатываю, как могу.
Мошенница Ирина
- Два года назад я попала под сокращение, но с работы в логистической фирме меня поперли без выплат и соцпакета. 30 лет назад я выучилась на повара. По специальности не устроилась и работала где придется. В логистике -10 лет. А потом на улицу, за один день. Наша фирма не пережила ковид. Целый год я не могла устроиться никуда. Влезла в долги, у меня были кредиты, которые надо было платить. И ребенок, которого надо было собирать в школу. Что мне было делать? Работу эту нашла через знакомую. Очень долго сомневалась, переживала. Но вариантов не было. Я сижу на телефоне и звоню по тем номерам, что мне выдают. Каждый день, получаю около ста номеров и начинаю. Кто--то не возьмет трубку, кто-то пошлет. Мне нужно убедить людей установить на телефон определенное приложение. Скачать его и поставить. Дальше дело техники, я даже не знаю, как там всё происходит.
- Это вы себя так утешаете, вы же понимаете, что совершаете преступление?
- Я не взаимодействую с пожилыми - им бесполезно объяснять про приложение. Бывает за день, вообще никто не соглашается. Чем это отличается от звонков из стоматологий и салонов красоты? Я, кстати, с ними тоже работаю. Совмещаю, так сказать. И особой разницы - не вижу.
- Разница в том, что при получении предложения на бесплатную процедуру от салона красоты или стоматологии у человека есть выбор. А если он поверит вам и установит приложение, он лишится денег.
- Но это небольшое количество людей. Напрямую говорить: переведите ваши деньги - я бы не смогла. Если бы у меня была работа, вот так приносящая от 50 тысяч рублей в день - я бы этим не занималась.
Несостоявшаяся мошенница Елена
- Пять лет назад я переехала в Петербург и искала работу. Среди прочего прошла собеседование на работу в колл-центре. Зарплата была от небольшой и дальше - в зависимости от выполняемой работы. Надо сказать, что когда я туда пришла, я не совсем понимала, что мы делаем. Мне сказали, что это крупная фирма, которая занимается продажей биологически-активных добавок. В большом зале с перегородками - как в кино, сидели человек 20. Мне дали речевые модули с информацией о препаратах и о том, как общаться с людьми. По сути, предлагать предстояло три вида витаминов, отличающиеся мало чем. Первые были для мужчин, с упором на понятно что, вторые на молодящихся пожилых женщин и совсем про бабушек. Сначала все шло неплохо, но потом начальство отслушало мои разговоры и сообщило, что я неправильно работаю. Я предлагаю. А надо продавать. Я еще пошутила, мол, насильно? А мне так спокойно: да, насильно. Так я продержалась день. Но на второй день, мне бабушка на том конце трубки сказала, что она никаких лекарств с прошлого раза не получила. Я как дурочка, спросила у коллег и выяснилось, что никаких витаминов и не существует. Представляете? Пожилые люди переводят деньги и всё. Это конец рабочей схемы. Я встала и ушла. Мне было страшно стыдно и спасало только одно: я никого не развела. После этого я устроилась на автомойку. Я заработала себе дерматит, но зато мне не было стыдно.
Итак, ответ на вопрос: ну как так можно? Можно, если нет совести.
Фото: Екатерина Громова