Вернемся к продолжению темы прошлого выпуска - половая жизнь подростка и ее последствия. Тех, кто сразу решил закрыть статью, попрошу прочесть 2 абзаца ниже, а потом ... задуматься.
Крупными штрихами, может быть чуть обобщенно, нарисуем портрет современного подростка, основанный на данных статистических отчетов и независимых отчетов:
- Психологически незрелые, недостаточно дисциплинированные, часто имеющие комплекс неполноценности, с ориентацией на культ «красивой жизни» в соцсетях;
- Не доверяют взрослым, особенно авторитарным;
- Недостаточно критичны к информации, исходящей от сверстников, из СМИ и интернета;
- Настроены в первую очередь на успех, внешность, внимание и карьеру;
- Планирование семьи отодвинуто на возраст примерно после 25 лет;
- Обладают не очень хорошим здоровьем: на каждого российского подростка к 14 годам приходится 1,48 диагноза;
- Осложнённый гинекологический профиль: предменструальный синдром, психоэмоциональная и гормональная нестабильность, часто нерегулярные и болезненные менструации;
- Помимо нарушений менструального цикла (до 51% от числа обследованных), вульвовагиниты (27%), воспалительные заболевания органов малого таза (26%), синехии (6%), болезни молочных желёз (2,4%)20-22. В одной из работ у 50,2% сексуально активных девочек выявлен вирус папилломы человека высокого канцерогенного риска;
- С 2000 года подростковый алкоголизм вырос на 39%, а средний возраст приобщения к алкоголю по сравнению с концом прошлого века снизился с 17 до 14 лет;
- 42% девушек сексуальный дебют происходил с человеком, встреченным незадолго до этого, то есть с почти незнакомым;
- В 13-16 лет часто уже ведут половую жизнь; к 19 годам больше половины участниц опросов сменили три-шесть партнёров, многие из контактов случайны и с малоизвестными мужчинами;
- 21,5% сексуально активной молодёжи 15-19 лет не применяют никакой контрацепции. Чем они младше, тем ниже процент использования, более того, только 44% предохранялись при первом контакте;
- Из числа забеременевших у 19% зачатие происходит в результате первого в их жизни незащищённого полового акта, а из пяти юных беременных только одна-две решаются на вынашивание.
Вот так с широко закрытыми глазами шагает юное поколение во взрослую жизнь. Но поколению взрослых нечего противопоставить в отношении знаний о контрацепции.
Вот портрет нашей взрослой соотечественницы в разрезе выбора контрацепции:
- 29,8% не доверяют вообще никаким методам;
- 28,3% сохраняют надежду, что беременности удастся избежать, не предохраняясь;
- 19,6% опасаются возникновения побочных эффектов;
- 12,5% ссылаются на отсутствие информации;
- 5,2% указывают на дороговизну;
- 4,6% утверждают, что контрацепция противоестественна;
- 6% вообще не слышали о гормональных противозачаточных средствах.
И самое главное - в обществе сильна табуированность данной темы и убеждение в том, что половое просвещение ведет к развращению молодежи. Как в известном анекдоте - «И эти люди запрещают мне ковыряться в носу?»
Приведенные выше факты, говорят о том, что упование на запреты, внутренний «моральный стержень», пропаганда целомудрия или общественное осуждение не могут одержать верх над «гормонами», современной молодёжной средой и альтернативными источниками информации.
Поэтому необходимо увеличить в разы объем просветительской работы, а начинать ее необходимо каждому взрослому (родителю, педагогу, социальному работнику) с себя, т.к. девушку, которая столкнулась с нежеланной беременностью, абортом и венерическими болезнями взрослые скорее подвергнут осуждению и поставят на учёт, записав в неблагополучные, вместо оказания реальной помощи и принятия квалифицированных шагов по предотвращению повторения.
И это при том, что взрослое поколение страдает болезнью «двойных стандартов», которые прекрасно понимают наши дети. В общем, как и всегда.
Множество сексуально активных девушек на протяжении долгих лет вообще не используют какие-либо методы контрацепции и профилактики инфекции. Именно поэтому совершенно не удивителен столь высокий уровень незапланированных беременностей, которые традиционно заканчиваются искусственными абортами.
В России в 2020 году их официально зарегистрированный уровень в группе до 19 лет составляет 1,9 на 1000 девушек соответствующего возраста.
Прерывание беременности в юном возрасте - серьезное психоэмоциональное воздействие в условиях неадекватности приспособительных механизмов. Течение беременности и ее прерывание в последующем чреваты многочисленными осложнениями. Беременность протекает на фоне сложной психоэмоциональной ситуации. Нередки случаи криминальных вмешательств. Такие пациентки поступают в клинику поздно и в тяжелом состоянии. Смертность среди них в несколько раз выше, чем в общей популяции. Основная причина смерти - кровотечение и септические осложнения. В связи с этим очевидна необходимость улучшения охраны здоровья в более раннем периоде жизни девочек и девочек-подростков.
У большинства девочек-подростков группы беременность наступает на первом году половой жизни. В подавляющем большинстве случаев беременность бывает нежеланной. В качестве метода контрацепции используется презерватив или ничего не используется.
Послеабортные осложнения встречаются у каждой пятой девочки независимо от вида аборта. Уровень реактивной тревожности был высоким у 61,9% пациенток, прервавших беременность методом медицинского аборта, и у 80,9% девочек-подростков, которым проводилось прерывание беременности в более поздние сроки (18-22 недели).
Повышенный уровень тревоги напрямую коррелирует с невротическими и эмоциональными расстройствами, негативно воздействует на психосоматические реакции, ухудшает течение периода реабилитации после искусственного прерывания беременности.
Так что же делать? Неужели мы, взрослые, будем сторонними наблюдателями? Ответ простой - действовать.
Необходимо развести понятия «половое воспитание» и «половое просвещение», которые многими педагогами и родителями понимаются как тождественные. Половое просвещение предполагает получение информации, связанной с проблемами сексуального развития. Можно рассматривать половое просвещение как составную часть полового воспитания.
Под половым воспитанием следует подразумевать пропаганду определенного нравственно-полового мировоззрения, правил человеческого общения, черт характера во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной.
Это система педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи разумного, здорового отношения к вопросам пола и половой жизни.
Дорогие читатели, я рассчитываю на вашу обратную реакцию. Тема, которую мы обсуждаем настолько многогранна, что и обсуждаться должна с разных сторон. Прошу быть активными в обсуждении и тогда коэффициент полезности нашего общения будет расти.
Больше информации в моих социальных сетях: Андрей Галенко и Гинеколог Галенко Андрей Григорьевич.
Всем не болеть!