Пожалуй, главной экономической новостью ноября и даже всего уходящего года является подписание в Москве соглашения о создании портовой особой экономической зоны Мурманск.
Мурманск достоин особой зоны!
Ноябрь, как ни крути, навсегда обречен быть месяцем величайшей в истории человечества революции. Один из ее «отцов» - В.И. Ленин говорил, что всегда нужно уметь выделять главное, то звено, ухватившись за которое можно вытащить всю цепь. Таким главным экономическим «звеном», на наш взгляд, является заработавший наконец проект портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ), реализация которого позволит Мурманску обрести второе дыхание.
Напомним вкратце суть проекта.
Особая экономическая зона будет располагаться на территории муниципальных образований Кольский район и город Мурманск Мурманской области на площадке в 30,5 кв. километра (3,05 тысячи га).
На сегодняшний день инициативы по реализации инвестиционных проектов подтвердил ряд инвесторов. Это - ЗАО «Синтез Петролеум» (комплекс по перевалке нефти и нефтепродуктов; ООО «Морской торговый порт «Лавна» (строительство специализированного терминала по перевалке угля); ООО РПК «Гольфстрим» (реконструкция морского портового терминала по обработке судов рыбопромыслового флота, переработке и хранению водных биоресурсов); ООО «СУПРИМЕКС отечественные морепродукты» (комплексное развитие инфраструктуры РПК «СУПРИМЕКС»). Общий объем инвестиций вышеуказанных компаний достигнет 150 млрд рублей. Будет создано 1500 рабочих мест.
Кроме того, в нашей ПОЭЗ возможна сборка буровых установок. Уже сейчас появляются сообщения о возможном создании на базе СРЗ-35 судостроительного завода, и недавний приход туда буровой платформы «Приразломная», пожалуй, может явиться первым серьезным испытанием для предприятия. А после реализации проекта реконструкции мурманских вокзалов возможно устройство паромной переправы со скандинавскими соседями.
Воодушевляет то, что в нынешнем году были завершены и прошли необходимые согласования проектные работы (1-й этап проектирования) по западному берегу (устье реки Лавна), включающие в себя проектирование железной дороги станция Выходной - станция Лавна, подъездных путей, гидротехнических сооружений, нефтяного и угольных терминалов. Есть надежда, что в ближайшее время эта проектная документация будет утверждена. Кроме того, определены границы зон расположения объектов федерального значения. Сама же дорога станция Выходной - станция Лавна получила статус железнодорожного пути общего пользования, то есть будет находиться в распоряжении государства.
Ради особых зон решились изменить закон
Главным принципом, на котором основывается создание особых экономических зон (ОЭЗ), является государственно-частное партнерство (ГЧП), подразумевающее наряду с вложениями частного бизнеса в свои объекты государственное финансирование из средств федерального бюджета в строительство инфраструктуры ОЭЗ.
Чем еще привлекательны особые зоны для потенциальных инвесторов - резидентов? В ОЭЗ действуют особые льготные режимы, а именно: административный (работа по принципу «одного окна»), налоговый (сниженные ставки одних налогов и освобождение от других), таможенный (режим свободной таможенной зоны) и т.п.
Правовой основой портовых особых зон является вышедший в 2007 году Федеральный закон №240-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». По нему портовые ОЭЗ создаются на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов сроком на 49 лет (а не на 20, как другие), и могут находиться во владении и пользовании граждан или юридических лиц (другие ОЭЗ могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности).
Но этот вариант закона о ПОЭЗ оказался нежизнеспособным по причине недоработки ряда положений, в том числе из-за высоких конкурсных требований и высокого порога инвестирования, а также несогласованности нормативно-правовой базы закона. Многие крупные инвесторы отказывались от участия в создании ПОЭЗ, ссылаясь прежде всего на несовершенство законодательства.
В конце 2009 года Закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» серьезно изменили. Например, статья 6 дополнилась пунктом о том, что «в исключительных случаях на основании решения правительства Российской Федерации допускается создание особых экономических зон без проведения конкурса по отбору заявок». Это стало существенным моментом для «избранных» регионов, поскольку в процессе конкурса много заявок на создание ОЭЗ (претендентов на бюджетное финансирование) отсеивалось.
Кроме того, новым законом заметно снижен порог вхождения в бизнес на территории ПОЭЗ: если в редакции закона от 2007 года резидент ПОЭЗ при строительстве объектов инфраструктуры нового морского порта был обязан осуществить капитальные вложения в сумме не менее 100 млн евро, то в законе от 2009 года эта цифра уменьшилась в 10 раз - резидент теперь должен вложить не менее 10 млн евро.
Однако этим же законом законодатель возложил на бизнес частичное финансирование строительства инфраструктуры ОЭЗ - инженерной, транспортной и социальной: теперь оно будет осуществляться не только за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, но и за счет внебюджетных источников финансирования, то есть за счет средств инвестора. Хотя именно участие государства, по идее, должно привлекать частных инвесторов в ОЭЗ.
«Колючки» на пути к особой зоне
К сожалению, по вышеуказанным причинам ни одна портовая зона до сих пор не работает, хотя постановления правительства РФ о создании двух портовых зон - морского типа в порту Советская Гавань и аэропортового «Ульяновск-Восточный» - были подписаны в декабре 2009 года.
И есть еще одно «железобетонное» препятствие, которое может существенно навредить нашей родной ПОЭЗ. Это - пресловутый бюрократизм. Пробовал же в середине девяностых прошлого века ЛУКОЙЛ построить свой нефтяной терминал на топливной базе Северного флота (мыс Мохнаткин), и камнем преткновения тогда оказалось нежелание военных отдать нефтяникам ни пяди северной землицы.
Будем надеяться, что с ПОЭЗ все будет иначе, поскольку решение о создании на территории Мурманской области особой экономической зоны портового типа подкреплено постановлением правительства Российской Федерации от 12 октября 2010 г. № 800.
НАША СПРАВКА
Особые экономические зоны (ОЭЗ) как территории с благоприятным для развития и ведения бизнеса климатом широко используются во всем мире. В Северной Америке таких зон 366, в Центральной Америке - 228, в Азии - 280.
В России, начиная с июля 2005 года, когда был принят закон об особых экономических зонах, создано всего 17 ОЭЗ. Главными причинами медленного роста числа ОЭЗ и их развития являются несовершенство законодательства, высокие конкурсные требования, длительные сроки согласования проектов, слабое государственное финансирование и т.п. Тем не менее дело продвигается - на сегодня резиденты российских ОЭЗ инвестируют в них более 200 млрд рублей.
За все время с момента создания первой ОЭЗ на эти цели из федерального бюджета выделено 44 млрд рублей: около 15 млрд рублей - в промышленные зоны, 26 млрд рублей - в технико-внедренческие и 2,5 млрд рублей - в туристско-рекреационные. Частный бизнес инвестирует во все особые зоны около 200 млрд рублей.
СЛОВО ЭКСПЕРТА
Юрий Ефремов, министр экономического развития Мурманской области: «И даже если не будет активного развития Штокмана, у нас есть большие надежды на портовую особую экономическую зону. Мурманск - это портовый город. Мы сейчас активно работаем над тем, чтобы поднять грузооборот морского порта, поскольку достигнутые 25 миллионов тонн - это его предел».
Алексей Савин, бывший заместитель губернатора Мурманской области: «Мы на финишной прямой, обратной дороги нет. Есть уверенность, что процесс по комплексному развитию Мурманского транспортного узла приобрел необратимый характер».
Виктор Морозов, генеральный директор Мурманского морского торгового порта: «Ожидаем, что будет скорректирована стратегия инвестиционной политики в развитии Мурманского транспортного узла. И при этом первоочередным этапом будет признано развитие восточного берега Кольского залива, имеющего развитую инфраструктуру».
Игорь Косов, генеральный директор управляющей компании «Особые экономические зоны»: «Опыт управляющей компании «ОЭЗ» в реализации масштабных инфраструктурных проектов позволит создать в Мурманске круглогодичный глубоководный транспортный узел международного значения. Он будет развиваться в соответствии с мировыми тенденциями увеличения грузоперевозок большим дедвейтом. Россия увеличит свою долю на мировом рынке обслуживания транзитных грузопотоков и укрепит позиции в освоении арктического шельфа, северных и трансарктических транспортных коридоров».