На прошлой неделе правительство Российской Федерации вышло с предложением передать ВТБ государственный пакет акций Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
ВТБ - второй по величине активов российский банк c государственным участием. Более 60% обыкновенных акций этой финансово-кредитной организации принадлежит государству.
ОСК - судостроительный холдинг. Владелец 100% акций компании - Российская Федерация.
Итак. На руководителя коммерческого банка правительство возлагает обязанность по обеспечению дальнейшего существования созданной в 2007 году огромной производственной структуры в сфере судостроения. Это существенная часть принадлежащей государству одной из отраслей транспортного машиностроения. Около 40 проектно-конструкторских бюро и специализированных научно-исследовательских центров, верфей, судоремонтных и машиностроительных заводов функционируют во всех крупных морских транспортных узлах России от Тихого до Атлантического и Северного Ледовитого океанов. От деятельности предприятий ОСК во многом зависят приморские города и более 100 тысяч работников корпорации.
В правительственной казне для корпорации денег больше нет
О финансовых проблемах предприятий судостроительного холдингаоткрыто начали говорить с 2022 года. Ранее спасительный источник подпитки (докапитализация) заводов ОСК традиционно находили в расходной части федерального бюджета. Теперь главный государственный кошелёк берегут для других проектов.
В поиске выхода из отраслевого тупика, чиновники (Минпромторг России) взяли в оборот банк с государственным участием, сделав его по факту «подведомственным». А что - самозаполняющийся от финансового рынка коммерческий «мешок с деньгами» для затыкания дыр в корпусе государственного судостроительного гиганта. С точки зрения некоторых лиц, это хорошее решение в сложившейся ситуации.
В этой связи становится грустно. И дело тут даже не в дальнейшей судьбе ВТБ и ОСК, с этим всё понятно. Грустно от того, что о вероятности возникновения подобного рода сюжетов в экономике России, говорили
давно.
Концентрация производительных сил в руках государства, сращивание с государством крупного промышленного и финансового капитала ни к чему хорошему не ведёт.
Централизация капитала в базовых отраслях экономики приводит к монополизации, снижению эффективности общественного труда и разрушению базовой формы товарно-денежных (рыночных) производственных отношений. Такова логика законов политэкономии и общественного развития.
Судостроители и рыбаки
Влияние ОСК трудно переоценить. Потребности холдинга удовлетворяются многими отраслями экономики, причем, иногда весьма своеобразным образом.
В свое время один из заместителей министра промышленности и торговли решил помочь с работой подведомственным министерству верфям. Сделать это придумали, в том числе, за счет российских рыбаков. Было предложено использовать «судостроительную» схему распределения между рыбохозяйственными организациями рыбных квот на добычу (вылов) водных биологических ресурсов - «квоты под киль».
Смысл схемы прост: заплати верфи, построй судно, получи квоту, а потом иди и лови.
Позже инициативный чиновник возглавил ОСК и активно продвигал свой проект.
Реализуя эту идею, в последние пять лет судоверфи холдинга подписали с рыбопромышленниками десятки контрактов на строительство средне- и крупнотоннажных судов. За будущие супер-траулеры и ярусоловы-
процессоры заказчики по контрактам с заводами ОСК заплатили более 100 миллиардов рублей. И что на выходе? Программа выполнена максимум на 15%. Сроки договоров заканчиваются. Выясняется, что верфям не хватает десятков миллиардов рублей для выполнения взятых на себя обязательств.
Рыбацкие деньги потрачены, за достройку судов требуют доплатить. Ситуация скандальная.
Теперь по причине отсутствия у судостроительного гиганта денежных средств модель управления ОСК меняется - штурвал передают банкиру. Что будет дальше после прихода в промышленную структуру финансистов, можно только догадываться. Общие оценки и подход уже обозначены - корпорация заключала с рыбаками невыгодные сделки. На фоне средних цен на постройку рыболовных судов, например, в Турции или Китае, этот тезис звучит издевательски. Цены на суда от ОСК и так выше мировых в среднем на 20-30%.
Иди и лови по квотам под банк
Изменение модели управления Объединенной судостроительной корпорации неизбежно отразится на отечественной рыбной отрасли.
Рыбопромышленников, не реализовавших до конца «первый этап» строительства судов на верфях ОСК (с 2018 года по настоящее время), и рыбопромышленников, готовившихся ко «второму этапу» реализации схемы «квоты под киль», в связи с указанными выше решениями ожидает неожиданное дополнительное обременение. Называется оно «квоты под банк». Да, именно так. ВТБ и ОСК становится одним целым, и выбора финансирования у «счастливых» заказчиков холдинга теперь нет. Учитывая громадные долги судостроительной корпорации и менталитет банковских работников, какова теперь будет цена нового судна от ОСК, можно представить. Квоты под киль становятся ещё дороже вместе с рыбой на прилавках российских магазинов.