Северной торгово-промышленной палате 7 декабря исполнилось 20 лет
Как и другие ТПП, образованные в нашей стране в лихие 90-е, она работает в целях содействия развитию экономики региона, интеграции в мировую хозяйственную систему, создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности и урегулирования отношений бизнеса с социальными партнерами. То есть в полном соответствии с федеральным законом «О торгово-промышленных палатах РФ».
ИА «Nord-news» довольно часто обращается к теме развития предпринимательства и его роли в хозяйственной жизни Мурманской области. Сегодня мы предоставляем слово президенту СТПП Анатолию Глушкову (фото 1) и вице-президенту Андрею Ильину (фото 2), которые расскажут читателям об истории становления Северной торгово-промышленной палаты, ее роли в сегодняшней экономической жизни нашего региона.
Предприниматель должен знать все
- Северная ТПП возникла не на пустом месте, - вспоминает Анатолий Михайлович, возглавляющий эту некоммерческую организацию со дня основания. - Ее прообразом было Северное отделение торгово-промышленной палаты Советского Союза, открытое в Мурманске в 1989 году.
(Анатолий Глушков получил предложение возглавить Северное отделение ТПП, будучи ведущим специалистом Главного планового экономического управления Мурманского облисполкома. За его плечами уже был опыт работы в море (по окончании Мурманской высшей мореходки) и на берегу в должности заместителя начальника отдела научной организации труда Мурманрыбпрома, в партийных и советских органах. - Авт.)
А еще годом ранее в заполярной столице была зарегистрирована Кольская ассоциация делового сотрудничества с зарубежными странами, где работали в основном командированные сюда из Москвы квалифицированные представители Союзной палаты. Тогда страна объявила курс на либерализацию внешнеэкономической деятельности. Предприниматели должны были сами выходить на внешний рынок. Много товаров, предназначенных как для северян, так и для жителей других регионов, проходило тогда по линии внешнеторговых объединений через Мурманск. Шла исландская рыбопродукция, много видов мясной продукции из разных стран, оборудование, предназначенное для различных отраслей промышленности. Из Мурманской области за рубеж вывозили традиционные грузы сырьевой направленности - те, что продаем на внешний рынок и сейчас.
Северное отделение торгово-промышленной палаты Союза было структурным подразделением по Северному экономическому району. В те еще не столь далекие времена существовала практика экономического районирования, и по всей стране насчитывалось 12 отделений ТПП - по количеству экономических районов. Самостоятельных торгово-промышленных палат в регионах тогда еще не было, и наши функции соответственно были несколько другими. Основное направление деятельности - внешнеторговое, включая контроль за поставками товаров и оборудования. Ну и консультации, предоставление различной информации для предпринимателей. В Северное отделение торгово-промышленной палаты кроме Мурманской области входили также Карелия, Архангельская и Вологодская области и Республика Коми. Потом мы открыли свои подразделения в этих регионах.
Решение о создании самостоятельных торгово-промышленных палат в регионах было принято в 1990 году в Свердловске, где собрались представители всех отделений палат. Закона «О торгово-промышленных палатах» тогда еще не было, поэтому процедура регистрации Северной ТПП затянулась до лета, пока наконец не оформили юридические документы в порядке исключения. Сначала в составе палаты было всего около 14 предприятий области, в числе первых - Мурманское морское пароходство. И пошла работа по наращиванию членской базы - первые сотрудники палаты убеждали руководителей предприятий разных форм и видов бизнеса в необходимости вступления в Северную ТПП, рассказывали о ее целях и задачах. Результат не заставил себя долго ждать - в середине 90-х годов в составе нашей некоммерческой организации уже насчитывалось около 100 компаний, а сегодня их уже более двухсот. С учетом того, что предприятий крупного, малого и среднего бизнеса в Мурманской области сейчас зарегистрировано 20 с лишним тысяч, поле деятельности у нас впереди огромное.
- Предприниматели становятся членами Северной ТПП, потому что хотят быть успешными?
- Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу обратиться к истории. Первые торгово-промышленные палаты были созданы в Марселе и Гамбурге еще в начале XVI века. Вообще в мире существуют 2 основные модели ТПП: англосаксонская, предусматривающая добровольное членство бизнеса, и европейская (континентальная), с обязательным членством. В Северную палату предприниматели вступают добровольно.
В странах ЕС, куда Россия стремится попасть, любой предприниматель и тот, кто хочет им стать, регистрируя бизнес, автоматически становятся членами торгово-промышленной палаты. Но сначала нужно получить соответствующее образование. Это для россиян сегодня - проблема. Наш предприниматель считает, что ему достаточно иметь высшее образование (да и таковое есть не у всех), чтобы умело вести бизнес. Дальше учиться вроде как и не надо. В России бизнесменом может стать любой, даже не зная азов предпринимательства. Но ведь есть масса законов, теория и практика предпринимательства, которые нужно изучать. Нужно понимать, что такое рынок, как формируется цена. Это наука, которую предприниматель должен пройти, вступая на путь бизнеса. В Норвегии, например, дети уже в школе проходят предпринимательское дело, этот предмет входит в программу общеобразовательной школы. Норвежские ребята с малых лет знают, что такое налоги и куда они идут. Человек, становясь предпринимателем, вступает во взаимоотношения с законом. Он должен их знать, понимать, если выбрал этот путь. В отличие от государственного чиновника предприниматель должен знать все.
- Разве в России где-то дают универсальное образование по ведению бизнеса?
- В комплексе - нет. В вузах определенные вещи в этом направлении дают, но этого недостаточно. Нужно искать знания самому, если хочешь добиться успеха на поприще, которое выбрал.
- СТПП - некоммерческая организация, значит, вы осуществляете свою деятельность преимущественно за счет членских взносов?
- В большей степени, как это принято в Европе, деятельность Северной палаты должна финансироваться ее членами, но на практике членские взносы в нашем бюджете составляют не более 8%. Эти средства мы тратим на развитие направлений, предусмотренных уставом. 92% средств казны формируются из сумм оплаты услуг, которые мы оказываем предпринимателям - по различным направлениям, их около 50. Некоммерческая организация имеет право заниматься предпринимательской деятельностью в рамках устава.
- Мировой финансовый кризис уже прошел, или он на пути к завершению?
- В этом году в Италии прошла международная конференция самых известных экономистов. Говорилось о том, что хотя кризис уже идет на спад, государству еще необходимо продолжать оказывать поддержку экономике. Но есть мнение, что кризис еще и не начинался. Мол, государственный долг США растет и сегодня составляет уже более 60% ВВП. К 2030 году ожидаются еще более страшные цифры, и тогда мировая финансовая система рухнет.
Что касается экономики Мурманской области, то в этом году мы почувствовали, что она выздоравливает. Ситуация изменилась в лучшую сторону.
- Но социальное положение основной массы северян, как и всех россиян, скорее ухудшилось, нежели улучшилось. Об этом говорит статистика. Увеличение социальных налогов, жалуются представители малого бизнеса, больно ударит по предпринимательству, а некоторые компании и вообще выведет с рынка.
- Ну во-первых, это не налоги, а страховые взносы, но государству нужно определиться с ними. По моему мнению, все предприятия обязаны платить их по одной ставке, безо всяких льгот и преференций. В России должны быть налоги на сверхдоходы, которые существуют во всем мире, а у нас до сих пор применяется плоская шкала. По закону предприниматели все равны, и если я плачу в фонд медицинского страхования определенную сумму, то хочу, чтобы и мой коллега платил столько же. Государство же, предоставляя льготы малому бизнесу, само несет эти бюджетные затраты. Недавно министр финансов Алексей Кудрин, выступая в Совете Федерации, озвучил, во сколько обойдется федеральному бюджету решение президента о сохранении на 2 года ставки страховых взносов для малого и среднего бизнеса в размере 26% - в 20 млрд рублей дополнительно. Нужно уменьшать не эти страховые взносы, а налоги. Крупные и средние предприятия платят взносы по стандартной модели, для них никаких льгот не предусмотрено. Работодатель в Швеции, например, выплачивает работнику зарплату вместе с социальными налогами. И тот сам платит их в социальные фонды, потому и заинтересован в контроле за расходованием честно заработанных. Мы должны стремиться к этой модели.
О взаимоотношениях бизнеса крупными мазками
- Сегодня мы наблюдаем много различных форм поддержки предпринимательства, - говорит Андрей Ильин, вице-президент Северной ТПП. - Хорошо, если они не политизированы и это не выливается в какое-то кликушество или созывание митингов. Северная торгово-промышленная палата давно отошла от таких форм поддержки и выражения мнения отдельных представителей предпринимательских кругов, какие были в 90-е годы. Когда путем коллективного высказывания своего мнения на митингах предприниматели пытались чего-то добиваться, отстаивая свои права и убеждения. Северная палата работает с различными ветвями власти на региональном уровне, чтобы сформулировать коллективные предложения бизнеса и выйти с ними на наиболее оптимальные варианты по воплощению их в жизнь. С такими сформулированными предложениями находим возможность обращаться в органы федеральной законодательной власти, министерства, комитеты и агентства правительства РФ, в Торгово-промышленную палату Российской Федерации. Анатолий Глушков в настоящий момент является членом Президиума ТПП РФ, тем самым он имеет непосредственную возможность знакомить с предложениями бизнес-сообщества Мурманской области и отстаивать их на самых высоких уровнях власти.
- Можно ли сказать, что СТПП конструктивно работает с исполнительной и законодательной властью нашего региона?
- Мы стараемся быть мостиком между всеми ветвями власти. Способствуем тому, чтобы проекты, реализация которых намечена на ближайшие 10 лет, были осуществлены с участием малого и среднего бизнеса. Это наша основная задача, потому что крупные проекты и так будут поддержаны - и финансово и в плане понимания со стороны государственной власти. А малый бизнес ищет сферы своего применения с завязанными глазами, поэтому ему надо помогать. Подводить к крупным проектам, знакомить с ними и находить ниши для применения.
- Предприятия малого бизнеса в составе Северной ТПП не чувствуют себя малышами на фоне коллег - промышленных гигантов?
- В этом и заключается наша работа - стараемся найти симбиоз. Даже правление СТПП состоит из представителей как крупного, так и малого бизнеса. Они не входят между собой в противоречие, а поддерживают друг друга.
- Как продвигаются дела с созданием промышленного индустриального парка в Мончегорске, на презентации которого мы с вами побывали минувшим летом? С вашей точки зрения, это проект или все же больше похож на прожект?
- Мончегорск - показательный моногород, один из лидеров заполярной экономики, где взаимоотношения крупного и малого бизнеса отражаются в общей картине крупными мазками. К сожалению, сегодня не всегда получаются серьезные взаимоотношения между разными уровнями бизнеса в Мурманской области. Малые предприятия не имеют возможности развиваться позитивно с эффективной поддержкой крупного предприятия.
Очень плохо крупный бизнес идет на диверсификацию самого себя. В конечном итоге он приходит к мнению, что содержать недиверсифицированные направления вспомогательных производств при крупном предприятии выгоднее, чем привлекать их со стороны. Во-первых, потому что наши естественные монополии и крупный бизнес находятся в более комфортных условиях, чем малый. В такой ситуации все виды работ от основного до вспомогательных производств остаются внутри крупного бизнеса, и это выгоднее, потому что обходится дешевле.
После того, как на презентации показали перспективы Мончегорской площадки, мы собрались с предпринимательским сообществом моногорода, чтобы обсудить проблемы. Представители малого бизнеса говорили, что нужны идеи, новые интересные направления, и лучше, чтобы это все было привлечено из европейских государств. Мы постарались эти мысли осуществить на деле, переговорив на данную тему с региональным Минэкономразвития, комитетом по промышленности, постарались идеи воплотить в одном из проектов Северной ТПП и назвали его «Привлечение инвестиций для малого и среднего бизнеса из стран Северной и Центральной Европы». Данный проект развивается, СТПП провели несколько встреч с белорусскими и финскими партнерами. Сегодня несколько палат Баренц-региона и ЕС изучают проекты промышленных парков в Апатитах и Мончегорске. Мы рассказали и о перспективах Мурманской площадки - я имею в виду мегапроекты по развитию Штокмана и Мурманского транспортного узла. СТПП передала весь обобщенный материал в виде обращения к членам торгово-промышленных палат Баренц-региона и некоторых стран ЕС. По нашей просьбе в соответствии с проектом они занимаются сбором предложений от бизнеса, который хочет прийти в Россию и найти здесь взаимовыгодное партнерство. Ждем обратной связи. Как только соберем пакет предложений, занесем информацию в каталоги инвестиционных предложений, оформленные в электронном и печатном виде. Распространим их и постараемся быстро и эффективно донести до заинтересованного бизнеса, чтобы предприниматели смогли найти себе делового партнера.
- Традиционный вопрос: какие у Северной ТПП планы на ближайшее будущее?
- Как я уже говорил, будем продолжать ориентировать малый и средний бизнес на участие в мегапроектах - развития Мурманского транспортного узла и освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. Это не просто слова. Северная палата включена в состав ряда специальных рабочих групп, созданных при правительстве Мурманской области, с участием крупнейших промышленных компаний. Основная их цель - заниматься поиском путей диверсификации производства и создания новых рабочих мест. Планируется отдавать приоритет развитию крупного бизнеса и уже к нему притягивать малые бизнес-структуры.
При участии СТПП крупный бизнес и наука договорились о совместном применении знаний и производственных сил, чтобы используя соответствующее финансирование, создать новые виды производства на базе уже действующих, причем речь идет в первую очередь об инновационных предложениях.
Планируем проведение больших работ, связанных с экспертизой в области происхождения продукции и качества. Здесь существует ряд проблем, которые могут тормозить производственный цикл создания добычных комплексов, используемых в оффшорных зонах. Необходима серьезная консолидация многих структур, участвующих в процессах регулирования на территории Российской Федерации и внесения изменения в законодательную базу, для того чтобы оптимально решить эту проблему. Северная палата была первой, кто инициировал ее.
Можно перечислять очень долго наши ближайшие планы, ведь проблем у предпринимательского сообщества не становится меньше, а там, где существует проблема у бизнеса, непосредственно включается в решение Северная торгово-промышленная палата. Основная наша миссия - содействовать превращению Мурманской области в привлекательный для бизнеса регион России, способствовать созданию рабочих мест и успеху членам палаты посредством защиты их интересов.