Иногда выбор темы для колонки становится не менее занимательным, чем сама работа над колонкой после того, как окончательно определился с темой. Более того, как я узнал, мои коллеги даже заключают пари на то, какую именно тему я возьму для написания колонки. Вот об этом я и попробую порассуждать сегодня.
Каждую среду днем в прямой эфир «Большого радио» выходит моя авторская программа, которая называется «Большой Привал». Я зову в нее гостей, разговор с которыми, на мой взгляд, будет интересен нашим радиослушателям. Минувшая среда не стала исключением. Но со значительными оговорками. В эфир моей авторской программы пригласили… меня самого. Дело в том, что в среду мне исполнилось шестьдесят шесть лет, вот и решили поговорить со мной о журналистике. Беседовала со мной Александра Козлова, которой я заранее пообещал, что вопросы она может задавать любые. Любые, но до провокационного вопроса: «вы уже бросили пить коньяк по утрам?» дело не дошло. Я попал впросак, когда мне задали вполне обычный вопрос, который могут задать любому журналисту. Саша попросила меня рассказать об интервью с известным человеком, которое запомнилось мне самому.
И тут я превзошел самого себя, рассказав сразу о трех интервью, которые мне запомнились и которые получились абсолютно разными. Отличная беседа с народным артистом России Михаилом Турецким, основателем групп «Хор Турецкого» и «Сопрано Турецкого». Впрочем, может быть все прошло хорошо именно потому, что тогда Михаил Борисович еще не был народным артистом России? Вопрос задаю не зря, к нему сегодня еще придется вернуться. Вторая и абсолютно провальная беседа с Юрием Шевчуком, лидером группы «ДДТ», в студии телеканала «Блиц». Юрий Юлианович был абсолютно на своей волне. Мои вопросы его нисколько не волновали. Мне казалось, что он их просто не слышит, а говорит то, что ему пришло в голову только что. Кстати, когда камеры были выключены, Юрий Шевчук был абсолютно адекватным и очень приятым собеседником. И третья беседа еще с одним народным артистом России Анатолием Равиковичем (знаменитым Хоботовым из фильма «Покровские ворота» и кардиналом Мазарини из российского сериала о приключениях трех мушкетеров и д’Артаньяна). Анатолий Юрьевич очень плохо себя чувствовал, и я даже испугался, что беседа у нас не получится. Но, услышав команду: «Мотор», актер так преобразился прямо на моих глазах, что я был поражен. Двадцать минут нашей беседы он был великолепен, а услышав команду: «Стоп! Снято!», снова стал больным и осунувшимся. И тоже в считанные секунды и прямо на моих глазах. Вот это профессионализм! Такое уж и захочешь – не забудешь. Все это произошло уже в самом конце нашей радиопрограммы. И когда она закончилась, а я встал, весьма довольный собой, то услышал от Алексея Марьина, который был звукорежиссером и провел все это время в студии: «Ну, Андрей, а я-то думал, что ты расскажешь о разговоре с…». С кем? А вот подержу немного интригу, тем более недавно об этой беседе вспоминал в социальных сетях мой старый добрый товарищ, которого я бесконечно уважаю и люблю, великолепный журналист Сережа Юдков. Более того, в комментариях к этому Сережиному посту кто-то написал, что эту беседу надо показывать начинающим журналистам в качестве учебного пособия.
Говорят, что человек начинает писать мемуары вовсе не тогда, когда считает, что в его жизни самое значительное уже произошло и пора подводить итоги, а тогда, когда начинает развиваться склероз. Это интервью случилось в 2010 году. Во время первого и, как оказалось, единственного кинофестиваля «Северное сияние». Губернатором области тогда был Дмитрий Дмитриенко. Честно говоря, я не представляю, сколько денег из областного бюджета было потрачено на этот кинофестиваль, но уверен, что немало. Потому что гостей именитых приехало в самом конце весны 2010 года много. А церемонии открытия и закрытия кинофестиваля вели уже очень популярные к тому времени Нонна Гришаева и Александр Олешко. А от известных актеров и режиссеров рябило в глазах. Именно тогда я и взял интервью у всемирно известного кинорежиссера Кшиштофа Занусси.
Я уже миллион раз говорил в радиоэфире, что какую бы тему мы ни обсуждали, речь всегда заходит об общей культуре человека. Возможно, что это получасовое интервью и можно использовать в качестве учебного пособия для начинающих журналистов, но мне кажется, что его надо показывать всем нашим начинающим, популярным и заканчивающим актерам, режиссерам, певцам и певицам, юмористам и всем прочим. Показывать для того, чтобы они знали, как должна вести себя мировая знаменитость в эфире провинциального частного телеканала. В нашем случае речь идет о канале «ТВ-21». Пан Кшиштоф был совершенно великолепен! Более того, когда запись программы закончилась, я сказал ему, что время пробежало, как одна минута, а я еще о многом его хотел бы спросить. Он в ответ дал мне свою визитную карточку, сказав, что в ней есть все его телефонные номера и варшавский адрес, добавив, что у него в доме постоянно останавливаются его студенты, выпускники, актеры, режиссеры. Короче говоря, он пригласил меня к себе в гости, не забыв оставить адрес и телефонные номера, чтобы мы смогли продолжить нашу беседу. И еще один штрих. Я взял с собой видеокассету с фильмом мэтра «Жизнь, как смертельная болезнь, передающаяся половым путем», чтобы взять автограф. Коробка оказалась ламинированной, и ручка отказывалась писать. Поэтому пан Кшиштоф выцарапал свою подпись на ней, а после лукаво спросил у меня: «Ты ведь знаешь, что это я написал?». Я ответил: «Конечно, знаю!». Он в ответ: «Тебе этого достаточно?». Я сказал: «Конечно!». Вот такое вышло у меня общение с мировой знаменитостью.
Ну а теперь о том, что осталось за кадром кинофестиваля «Северное сияние». Ведь обилие звезд кино располагало к тому, чтобы заполучить их в теле- и радиоэфиры местных телеканалов и радиостанций. Безусловной звездой был кинорежиссер Станислав Говорухин, создатель бессмертного сериала «Место встречи изменить нельзя». Внимание! Народный артист России. Станислав Сергеевич оказался снобом, воротившим нос от провинциальных корреспондентов, спрашивая: «Кто вы такие?». Как можно после этого относиться к человеку? Фильмы его, разумеется, ни в чем не виноваты и по-прежнему входят в число любимых. Но не их автор. Это я не к тому, что иностранцы знают, как себя вести, а наши нет. Там же, в коридоре «ТВ-21», я встретил актера и режиссера Владимира Грамматикова, который ждал, когда в студии закончится запись программы с Натальей Варлей. Если кто не помнит, то Владимир Александрович режиссер фильмов «Усатый нянь», «Шла собака по роялю», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и многих других. А количество фильмов, в которых он снимался давно перевалило за пятьдесят. Начали мы с разговора о фильме «Шестой», который мне очень нравится. И я попал в десятку! Оказалось, что из огромного количества фильмов, в которых снимался, Владимир Грамматиков этот выделяет особо. И роль парикмахера Павлика с его: «Полный компресс», и обстановку на съемочной площадке, и отношения друг с другом. Такое совпадение возникает далеко не всегда. А еще рассказал, как пять раз ездил на «Красной стреле» из Москвы в Ленинград, чтобы сняться в крошечном эпизоде в фильме «Осенний марафон» у Георгия Данелия. И удалось это только с пятого раза, поскольку мэтр советского кино постоянно был «не в форме», а снимать второму режиссеру при этом категорически запрещал. Вот такие разные встречи были у меня на единственном кинофестивале «Северное сияние», состоявшемся в Мурманске в 2010 году.
Очень надеюсь, что даже несмотря на некоторую сумбурность моих воспоминаний, вы поняли, почему я неустанно повторяю слова, что о чем бы ни заходила речь в моих программах, мы неизменно говорим об общей культуре человека.