Вспомнилась мне старая шутка – для того, чтобы купить что-нибудь ненужное, надо сначала продать что-нибудь ненужное. И наоборот тоже работает – чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное.
Кстати, у этой шутки есть конкретный автор и исполнитель. Автор – писатель Эдуард Успенский, исполнитель – кот Матроскин из мультфильма про Простоквашино. Интересно, включили ли в школьную программу произведения большого детского писателя? Интерес этот вовсе не праздный. Совсем недавно депутат Государственной Думы от «Единой России» Сергей Колунов предложил министерству просвещения включить в школьную программу по музыке произведения Олега Газманова, группы «Любэ» и SHAMAN. Вот прямая цитата из Сергея Колунова:
- В народной среде, так или иначе, сформированы представления о патриотичных исполнителях. Мы четко понимаем, что SHAMAN, группа «Любэ», Олег Газманов и многие другие, любимые народом исполнители, — те люди, чье творчество могут совершенно обоснованно изучать в школах. Это песни, наполненные любовью к Родине.
Надо сказать, что Минпросвещения поддержало идею о включении патриотических песен в школьный курс обучения, правда, без упоминания конкретных современных исполнителей. Это следует из ответа министерства на запрос депутата Колунова о включении таких музыкантов в образовательные программы. Минпросвещения России готово рассмотреть возможность дополнения федеральной рабочей программы по учебному предмету «Музыка» песнями патриотической направленности современных авторов.
При этом министерство напомнило, что действующие стандарты уже предполагают изучение многих классических произведений патриотической направленности. К примеру, такими произведениями являются опера Михаила Глинки «Иван Сусанин», увертюра Петра Чайковского «1812 год», кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский».
Как известно, все знают, как и чему учить наших детей и как должна играть сборная России по футболу. Но ведь школьная программа не резиновая. Много копий уже сломано по этому поводу. Поскольку очень уж много рождается инициатив о том, что бы еще впихнуть в школьную программу. И вот еще одна. Если следовать словам кота Матроскина, то для того, чтобы включить что-нибудь ненужное в школьную программу по музыке, то надо из нее убрать что-нибудь ненужное. Какие будут предложения? Может, сразу выкинуть Михаила Глинку, Петра Чайковского и Сергея Прокофьева, а вместо них впихнуть «Любэ», Газманова-старшего и SAMAN? Ну, что с того, что замена будет явно неравноценной по качеству, зато с патриотизмом будет полный порядок! Тем более, что опера Михаила Ивановича Глинки первоначально называлась «Жизнь за царя» и была безжалостно запрещена после Октябрьской революции. Это уже потом, лет через двадцать опомнились, оперу восстановили уже в советской редакции, сместив основные акценты и переименовав. Но в другой стороны, в финале оперы звучит Патриотическая песнь (другое ее название «Славься»), а именно эта мелодия целых десять лет была официальным гимном Российской Федерации. Неувязочка получается.
В связи со всем этим вспомнилась мне комедия Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты». На совещании в Управлении свободного времени с гневом сообщают, что граждане килограммами скупают в книжных магазинах произведения классиков марксизма-ленинизма и их последователей, издающиеся миллионными тиражами, и сдают их в утиль, чтобы получить заветный талончик на покупку книги «какого-нибудь Сименона». Звучит вопрос: «А может быть, они сдают в утиль плохую литературу?». Ответ был великолепен: «Возможно, плохую, но правильную». Вот и возникают у меня опасения, что хорошую музыку заменят плохой, но правильной. И будут наши дети и внуки вместо патриотической песни Глинки распевать «Дуся-агрегат» группы «Любэ». Конечно, есть у ребят и «Батяня комбат», но из песни слова не выкинешь.
С печалью констатирую, что вот уже и до музыки добрались. А начали с литературы. Вот только краткий список произведений, которые предлагается исключить из школьной программы: Лев Толстой «Война и мир», Федор Достоевский «Преступление и наказание», «Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита», отдельные рассказы Антона Чехова, Александра Куприна, Ивана Бунина.
При этом любопытно, что вышвырнуть «Войну и мир» требуют все – и само министерство просвещения, и учителя, и родители и ученики. Почему? Причин несколько. Во-первых, это, конечно, «нечитабельность» гения, выводы о которой делают в основном из собственного опыта и банальной статистики: большинство это произведение Толстого в школе действительно не осиливает. Как в список попал роман Михаила Булгакова, я не понимаю, поскольку это едва ли не единственное произведение в школьной программе, которое читают почти все учащиеся.
Но даже тут нет худа без добра. Из школьной программы предлагают исключить Александра Солженицына. Правда, совсем не по тем причинам, по которым я бы его и вовсе не включал. Если отбросить идеологическое разногласия Александра Исаевича с Советской властью, то он просто плохой писатель. Ну, не плохой, а весьма средний.
Теперь давайте разберемся с SHAMAN. Я совершенно не понимаю, почему Ярославу Дронову так не нравятся его имя и фамилия. У меня сразу же возник отсыл к другой советской кинокомедии «Укротительница тигров». Старый работник цирка там сетует по поводу популярного дрессировщика: «Не нравится ему Кузьма Пыжов, так он назвался Казимиром Алмазовым». Правда, возможно, Ярослав Дронов перекрестился в SHAMAN в надежде, что с латиницей ему будет проще пробиться на Западе? И потом, если он действительно назвался «шаманом», то если следовать правилам произношения в английском языке, то «шаман» на латинице должно читаться «шеймен». А это уже смахивает на фамилию. Зато теперь одна из главных песен новоявленного патриота называется «Я русский». У Сергея Довлатова в «Заповеднике» рассказывается о деревянной скульптуре, надпись под которой гласит: Абрам Саулович Гольдштейн «Россиянин». А теперь представьте, что в программке концерта будет написано SHAMAN «Я русский». Немая пауза…