За последние 1,5 года Мурманскую область посетили порядка 980 тысяч туристов. Самыми популярными направлениями у гостей региона традиционно становятся Териберка и Хибины, большим спросом пользуются также полуострова Средний и Рыбачий. На этих территориях располагаются национальный и природные парки, цель которых — сохранение арктического биоразнообразия. Однако многих любителей экстрима, похоже, это нисколько не смущает, и трепетное отношение к первозданной красоте Севера не является для них приоритетом.
В минувшем августе, когда более десятка гектаров полуостровов Баренцева моря были охвачены огнём, заполярные гиды отметили, что значительная часть возгораний произошла именно по вине человека. Несмотря на то, что на большей части Рыбачьего и Среднего действует режим особо охраняемых природных территорий (ООПТ), рейнджеров, патрулирующих тундру, катастрофически не хватает, и своевольные туристы позволяют себе разжигать костры, кататься на квадроциклах и внедорожниках прямо по зелёному покрову, уничтожая даже краснокнижные растения.
Стоит ли в таком случае задуматься об увеличении площади ООПТ в Заполярье и усилении контроля над ними?
— Сейчас антропогенная нагрузка только продолжает расти, как и доступность этих территорий, поэтому их надо будет расширять. На востоке Кольского полуострова, например, есть крупные заказники, относительно старые — это Понойский орнитологический, Понойский рыбохозяйственный, федеральный Мурманский тундровый. Казалось бы, они занимают большую площадь, но площадь эта была достаточна для сохранения ценных природных объектов на них в 80–90-е годы прошлого века, когда уровень освоения территории человеком был намного ниже, — поделился с Nord News сотрудник Кольского центра охраны дикой природы, руководитель программы сохранения лесов и биоразнообразия Виктор Петров.
В таком случае регулярное проведение комплексного мониторинга заповедных зон и — на основании полученных данных — расширение их площади и усиление охраны будет способствовать предотвращению негативного воздействия непрошеных гостей, расхищающих природные богатства Севера.
— Развитие сети ООПТ должно стать одним из механизмов регулирования туризма. Если изменяются потоки, если видно, что где-то идут процессы, связанные с развитием туризма, которые наносят вред или могут нанести вред ценным экосистемам, то, конечно, нужно принимать превентивные шаги, в том числе и по работе с особо охраняемыми природными территориями, — рассказал Nord-News независимый эксперт Олег Суткайтис.
Однако изменение границ ООПТ, как и создание новых территорий — процесс длительный и очень непростой. Он требует веских оснований и тщательной проработки, включая экологическую экспертизу и бесконечные согласования с различными структурами и ведомствами.
Во-первых, у нас есть особо охраняемые природные территории разного уровня подчинения — федеральные, региональные и местные. Ими управляет федерация, регион или муниципалитет соответственно. (…) Создание новых ООПТ в Мурманской области происходит согласно Концепции функционирования и развития сети особо охраняемых природных территорий регионального значения. Эта Концепция обновляется регулярно, и последняя была принята в марте 2022 года. Согласно этому документу, необходимо до определённых сроков создать разные ООПТ в зависимости от ценности расположенных на них природных объектов и уровня угроз этим объектам. Но прежде нужно изучить данные, которые подтверждают, что это ценная территория, что на ней есть объекты, которые требуют охраны. В случае, если специалисты по этим данным дадут обоснование, территория попадает в Концепцию, и только после этого, спустя иногда довольно большой промежуток времени, на ней может быть создана ООПТ, — сообщила Nord-News сотрудница Кольского центра охраны дикой природы Ольга Петрова.
Простой пример: на утверждение режима ООПТ на Среднем и Рыбачьем заполярным экологам потребовалось около 10 лет! Хотя, казалось бы, в этом не должно было быть никаких сомнений, ведь полуострова можно назвать настоящей кладовой Арктики. Тогда камнем преткновения стала неопределённость, могут ли соседствовать рядом природный парк и участки, используемые Министерством обороны, но и от других сложностей при создании новых ООПТ никто не застрахован.
В идеале для сохранения природного многообразия Мурманской области необходимо регулировать антропогенную нагрузку за счёт уменьшения туристического потока. Однако его рост способствует улучшению экономической ситуации в регионе. Все эксперты сходятся во мнении, что надо, как говорится, пройти по грани, не отказываясь от роста популярности Заполярья среди путешественников и сохраняя при этом его уникальную красоту. Несмотря на трудоёмкость организации ООПТ, создание новых заповедных зон и расширение уже существующих — одна из важнейших задач местных властей. Первозданная и хрупкая северная природа нуждается в нашей защите. Заботиться о лесах, тундрах, реках и озёрах Кольского Севера нужно не только учёным-экологам.
Фото: Сергей Эков