Интерес к Мурманску и области со стороны официальных лиц и деловых кругов нарастает по мере приближения практической реализации мегапроектов по разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения и комплексному развитию Мурманского транспортного узла.
В последние два года, с момента прихода новой команды в правительство Мурманской области, наш регион обогатился, как минимум, двумя знаковыми мероприятиями. Это Арктический Мурманский международный экономический форум и кинофестиваль «Северное Сияние». Не говоря уже о различных отраслевых и иных выставках, в том числе и международных, массе деловых, политических и культурных визитов, а также - туристических поездок с целью активного и познавательного отдыха. Все это вместе взятое в очередной раз ставит перед исполнительной властью региона и бизнесом уже назревший проблемный вопрос: как сделать заполярную столицу, районные центры и дальние уголки Кольского полуострова привлекательными для туристических и бизнес-поездок? В первую очередь речь идет о перспективах развития гостиничного бизнеса, сферы развлечений. На эту тему корреспондент ИА «Nord-news» продолжает разговор с Андреем Милохиным, заместителем генерального директора отеля «Парк Инн Полярные Зори».
- Как вы оцениваете сферу развлечений в Мурманске и регионе? Есть ли некие изюминки, присущие только нам?
- В Мурманске лет 8-10 назад эта сфера стала бурно развиваться, появилось много новых ресторанов, клубов. Понятно, что сравнивать индустрию развлечений по качеству нельзя, но если говорить о количестве, то клубов в Мурманске - уже перебор. Некоторые сейчас закрываются или перепрофилируются. Иностранцы говорят, что приезжают в Мурманск, как в крупный город, где можно посмотреть на витрины магазинов, зайти в ресторан, большинство из которых имеют прекрасный дизайном и выполнены в единой концепции.
- А также - с национальным колоритом, кухней?
- Этого нет, семгой, олениной сегодня никого не удивишь. Они уже есть в продаже не только в Москве или Петербурге, но и в средней полосе.
- А если бы открыли саамский ресторан типа ловозерского «Чума», как вы думаете, он пользовался бы популярностью?
- В Мурманске - много хороших бизнесменов, и если бы подобный проект предполагал успешность, то обязательно таким маркетинговым ходом кто-то бы воспользовался. Тех, кто приезжает сюда с туристическими целями, очень мало. Ими мог бы быть востребован этот туристический продукт. Но в областном центре в основном процветает бизнес-туризм, а для таких гостей не так уж и важен местный колорит. Он находится на втором, на третьем месте после основной цели поездки.
- Почему, как вы считаете, не получил развития такой вид развлечения, как морские прогулки по Кольскому заливу?
- Мы одно время тесно сотрудничали с компанией «МАСКО», которая организовывала морские прогулки на судне «Василий Косяков». Были и другие прогулочные кораблики, но потом это все зачахло. Думаю, причина - в непредсказуемом северном климате. Совсем другое дело - теплый регион, где светит солнышко, веет теплый ветерок, над морской гладью парят чайки.
- Но в той же Норвегии пользуются популярностью морские прогулки на так называемых паромах, хотя на самом деле - это большие и красивые океанские лайнеры?
- Чтобы закладывать на верфях прогулочный корабль, нужны огромные деньги и куча согласований. А «Василий Косяков» - это обычный катер, который переделали под прогулки.
- Ваш взгляд на развитие туризма в Мурманской области? Какие тенденции отмечаете: положительные и отрицательные?
- Мегапроекты все равно развиваются, хотя, может, и не так быстро, как хотелось бы. Рано или поздно, но они все равно заработают, и бизнес-логика заставляет представителей зарубежных и российских компаний уже сейчас приезжать в Мурманск, проводить переговоры, столбить участки, проводить исследования, заказывать мониторинг, что-то обсуждать с партнерами. Все это положительно влияет на экономику региона. Неважно турист сюда приезжает или бизнес-турист, но он все равно приехал, привез свои деньги, которые оставил в ресторане, на заправках, в магазинах, такси, авиакомпании. Существует масса сопутствующих приобретений, с которых платятся налоги, поэтому любой регион должен биться за туристов.
Что касается возможности посмотреть достопримечательности, то препятствием служит то, что Мурманск - крупный промышленный город, где трубы, дым, портовая зона. Нет нормального выхода к Кольскому заливу, скверов, парков. Но при этом потенциал такого туризма огромен. Один полярный день - уже бренд, который можно и нужно раскручивать, не говоря уже о других красотах северной природы.
- А в других уголках региона?
- Там тоже идет развитие туризма, но более медленно, трудно. И все же возникают мини-отели, реконструируются старые. Идет работа над созданием сервиса, нацеленного на качество обслуживания туристов.
- Мурманская область - привлекательный регион для россиян и иностранцев? На кого по части туризма лучше ориентироваться?
- Для нас привлекательны все гости, и все должны получить отличный сервис. Бизнес-туризмом в Мурманске занимаются и россияне, и иностранцы, соотношение 60% на 40%. Они в основном связаны с транспортом, перевалкой угля, нефти, контейнерными перевозками.
- Реализация грандиозных проектов МТУ и Штокмана увеличат поток деловых встреч. Как это повлияет на туристическую привлекательность нашего региона?
- Для бизнес-туризма - в положительную сторону, для всех остальных видов туризма - скорее наоборот. Как я уже говорил, Мурманску досталось тяжелое наследство, в центре города расположены портовые сооружения, железная дорога, нет прогулочной набережной. Но все можно исправить, мы видим, как это делается во всем мире. Опять же требуется согласованная политика на муниципальном, областном и федеральном уровнях. В Осло, например, есть район, где плиткой выложена шикарная дорога, деревянная набережная, куда причаливают яхты. Выстроена сеть магазинчиков, ресторанчиков, кафе. А раньше это было мрачное сооружение из кирпича - судоверфь. Если очень захотеть, все можно сделать за свою цену. Не так легко, конечно, бизнес куда-то перенести, если он этого не хочет. Значит, надо дать ему земельный участок в другом месте, создать какие-то льготы, и тогда освобождаются территории около воды. А потом бизнес сам сделает все, чтобы людям было приятно туда пройти. У губернатора есть хорошая идея расширения участка у морского вокзала и создания там набережной - Морского фасада. Если удастся часть сооружений перенести на другую сторону Кольского залива, это будет большая удача не только для мурманчан, но и для туристов. И вообще, я считаю, даже в таком промышленном городе, как Мурманск, есть уголки, привлекательные и любопытные для гостей. При желании можно создать, построить, придумать таких «фишечек» сколь угодно много.
- Наверное, всем известно про недавнюю конфликтную ситуацию отеля «Парк Инн Полярные Зори» с областным управлением по лицензированию, когда вас незаконно лишили лицензии на право торговли алкогольной продукцией. Насколько реально бороться с такими явлениями? Какие выводы из этого вы сделали? Больше приобрели из-за этого конфликта или потеряли?
- Если честно, то уже даже не хочется возвращаться к этой неприятной теме. Но если вопрос задан, постараюсь на него ответить. Эта история показательна и подтверждает факт зависимости бизнеса от всего и вся. И законы несовершенные, и менталитет чиновников такой, что им надо кого-то подловить, прищучить. Конфликт, конечно, наделал много шума, но не по нашей вине или желанию - так сложилось. По логике событий нам пришлось отвечать, и руководство отеля «Парк Инн Полярные Зори» сделало это в цивилизованном ключе, не пыталось решить вопрос неформально. Мы решили отстаивать свои права в суде. Когда начинали процесс, то получили огромное количество звонков от коллег, говоривших, что сталкивались с таким же безобразием у себя. И многие не верили, что нам удастся что-то доказать. Физически ощущалось неверие большинства людей в то, что реально можно у нас добиться справедливости. Но наш случай доказал, что не надо бояться отстаивать свои права. Облегчает участие в такой борьбе факт честного ведения бизнеса. Если он прозрачен, то гораздо легче принять решение идти в суд. В декабре 2010 года Арбитражный суд Мурманской области признал решение регионального управления по лицензированию о приостановке действия нашей лицензии незаконным, в марте 2011 года 13-ый Апелляционный арбитражный суд Петербурга подтвердил решение областного суда: решение управление по лицензированию о приостановке лицензии незаконно, все документы нашего отеля находятся в порядке, деятельность легальна. Мы потеряли много времени и нервов, было неприятно, что в Мурманской области стали возможны проверки, больше похожие на спец-операции, с сфабрикованными заявлениями, ночными визитами. При этом мы приобрели бесценный опыт участия в судебном процессе, теперь на многие вопросы смотрим по-другому. Появилось понимание того, что хороших людей больше, чем плохих, как это ни банально звучит. Огромную поддержку мы ощущали во время процесса рассмотрения дела со стороны даже государственных органов, самых разных структур, которые давали советы, консультации, посылали письма поддержки. Коллеги говорили, что мы молодцы, добились своего, и им теперь намного легче беседовать с представителями управления по лицензированию. Там изменилось отношение к бизнесу - нет наглого желания подавить, потребовать. Сотрудники управления стараются работать более гибко, стали внимательней.