Интерес к Мурманску и области со стороны официальных лиц и деловых кругов нарастает по мере приближения практической реализации мегапроектов по разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения и комплексному развитию Мурманского транспортного узла.
В последние два года, с момента прихода новой команды в правительство Мурманской области, наш регион обогатился как минимум двумя знаковыми мероприятиями. Это Арктический Мурманский международный экономический форум и кинофестиваль «Северное сияние». Не говоря уже о различных отраслевых и иных выставках, в том числе и международных, массе деловых, политических и культурных визитов, а также - туристических поездок с целью активного и познавательного отдыха. Все это вместе взятое в очередной раз ставит перед исполнительной властью региона и бизнесом уже назревший проблемный вопрос: как сделать заполярную столицу, районные центры и дальние уголки Кольского полуострова привлекательными для туристических и бизнес-поездок? На эту тему корреспондент ИА «Nord-news» беседует с Андреем Милохиным, заместителем генерального директора отеля «Парк Инн Полярные Зори».
- Андрей, как вы можете охарактеризовать гостиничный бизнес Мурманской области? Мы пользуемся еще социалистическим наследием или уже что-то в него привнес современный бизнес?
- На 90% - это, конечно, наследие социализма, потому что все гостиницы строились еще в те времена. Затем они ремонтировались, модернизировались, реконструировались. Из гостиниц, которые построены заново, в областном центре можно назвать разве что только «Огни Мурманска». Но там маленький номерной фонд, и он больше позиционируется как загородный мотель. И гостиница «Морская», которая опять-таки не построена, а размещена в здании морского вокзала, откуда вычленены площади под 6 номеров. На сегодня у нас нет ни одного нового проекта, который бы был задуман как гостиничный. Нет инвестиционного проекта с выделением земельного участка, задачей, поставленной архитектору: сделать отель определенного уровня, чтобы туда было заложено все, включая площадь санузлов, ширину коридоров, козырек над входом, подъездные пути, запасные выходы, лифт для персонала, лифт для гостей.
- А в чем проблема? Это малопривлекательный бизнес? Нет специалистов, которые бы разработали проект современной гостиницы, пакет документации? Дорого?
- В Мурманской области, как и по всей стране во времена СССР, при тотальном дефиците всего и вся был хронический дефицит гостиничных мест. Все гостиницы были переполнены, и тому есть множество объяснений. Во-первых, сами номера стоили крайне дешево. Во-вторых, тогда были очень развиты разные виды туризма, включая один из самых популярных - профсоюзный. Когда множество тургрупп путешествовали по городам и весям не за счет денег из собственного кармана, а на профсоюзные средства.
- Если люди были достаточно мобильны, почему тогда не увеличивали количество гостиниц?
- Вопрос, наверное, не ко мне, а к Госплану. Существовала плановая система, не всегда соответствующая запросам рынка. В Мурманске было много командировочных, которые приезжали из различных уголков нашей страны для решения рабочих вопросов. Работали дома междурейсового отдыха рыбаков «Моряк», «Меридиан», которые всегда были забиты под завязку. Те моряки, кто хотел жить лучше, снимали номера в «Арктике» и «Полярных зорях». В начале кризиса 90-х годов загрузка гостиниц резко упала, и они стояли полупустые. Очень многие тогда встали перед дилеммой: держать номера закрытыми или отдавать их под офисы. Выбрали офисный вариант реконструируемая сегодня «Арктика» и нынешний конгресс-отель «Меридиан». В тот нелегкий период серьезный предприниматель не раз подумал бы, прежде чем вкладывать деньги в гостиничный бизнес. В конце 90-х - начале нулевых спрос и предложение на гостиничные номера сбалансировались, и можно было спрогнозировать, что гостиничный бизнес становится привлекательным. Но не настолько, что все сразу бросились вкладывать туда средства, потому что проще было построить, к примеру, торговый центр и с него получать деньги без всяких хлопот. А гостиничный бизнес - достаточно трудоемкий и финансово затратный, долгоиграющий в плане того, что вложенные в него средства возвращаются нескоро. К тому же очень непросто содержать гостиницу, где надо ежедневно решать массу сложных вопросов. Я считаю, что здесь должно быть определенное участие властных структур. Если бы была согласованная политика администрации Мурманска и правительства области в этом вопросе, то создать условия для развития гостиничного бизнеса - вполне реально. Нужно сформировать земельные участки таким образом, чтобы подтолкнуть бизнес строить не торговые центры, а гостиницы. Властям надо определиться с тем, что именно нужно строить, в чем нуждается город и как помочь бизнесу в этом направлении двигаться.
- Новый закон о государственно-частном партнерстве подтолкнет предпринимателей к развитию этой инициативы? Губернатор понимает, что гостиничных мест не хватает, это показала и практика проведения в Мурманске Арктических экономических форумов. А реальные подвижки в этом направлении есть?
- Я пока слышу только очень много правильных слов и вижу мало дела. Впрочем, говорить о проблеме - это уже хорошо, ведь верно сказано: сначала было слово. Теперь хотелось бы, чтобы от слов перешли к делу.
- Есть такие идеи в деловой среде заполярной столицы, как строительство современной гостиницы, бизнес-отеля?
- Подобные проекты стали возникать 5 лет назад. Например, проект «Арктик-Арена», куда входило строительство гостиницы - делового центра на месте Центрального стадиона профсоюзов. Футбольное поле хотели немного повернуть, и построить напротив здания Мурманского морского пароходства гостиницу. Проект был реальный, но его инициаторы, в том числе из Норвегии, натолкнулись на бюрократические проволочки. Инициатива угасла. Был также проект «Штокман-Хаус», согласно которому бизнес-отель хотели возвести неподалеку от центрального офиса Сбербанка. И земельный участок под него отвели, но проект так и остался на бумаге. Были и другие, более амбициозные проекты, но все потенциальные инвесторы столкнулись с тем, что хорошие земельные участки уже разобраны. Жаловались на круги ада, которые надо пройти, собирая различные подписи и согласования. Это все работает не в пользу того, чтобы появлялись гостиничные проекты.
- А каковы дела на периферии?
- В области ситуация схожая с Мурманском, в каждом районном центре - по одной-две гостиницы. В целом, может, этого и хватает, но если региональная программа развития туризма заработает, этого окажется мало. В том же Кировске, где развит горнолыжный туризм, в сезон все гостиницы забиты, местные жители сдают под съем свои квартиры. Бывает, что так называемых койкомест и вообще невозможно отыскать. В конечном итоге это приведет к потере туристического потока. Один раз турист соберется в Мурманскую область приехать покататься на лыжах и не найдет места проживания, в другой раз - та же картина, а в третий раз он и не будет пытаться, а просто найдет другое место, где созданы хорошие условия.
Гостиничных мест не хватает. Казалось бы, отель «Парк Инн Полярные Зори» должен этому радоваться, но такого нет. Мы понимаем, что это продлится от силы еще несколько лет, потом проблема так или иначе будет решаться. Цены на гостиничные номера ввиду их недостатка гостиницы, конечно, поднимают, но не потому, что они такие жадные. Это закон рынка: когда спрос превышает предложение - цены растут.
- А в дальних уголках Кольского полуострова, например в Ловозере и Умбе, при условии развития туризма, по вашему мнению, нужны маленькие кемпинги или один большой небоскребик?
- Там не требуется возводить большие гостиницы, гостям в них будет некомфортно жить. В отдаленных поселках, расположенных в красивейших уголках заполярной природы, в тундре, нужны мини-отели, потому что люди туда приезжают больше за экзотикой, а не за благами цивилизации. Тут нужно строить что-то близкое если не к чумам, то к какому-то деревянному зодчеству, что ли. Одно время местный бизнес загорелся идеей заниматься туристической инфраструктурой, но наша малоподвижная бюрократическая машина с ее постоянно меняющимися законами и жесткими контролирующими органами сметет на своем пути какое угодно благое начинание.
- Если вернуться к Мурманску, в частности, к отелю «Парк Инн Полярные Зори» - каким образом вы разруливаете ситуацию с совпадением деловых мероприятий? Ведь бывает, что и мест не хватает, и постоянного клиента, делового партнера - когда речь идет об организации, не хочется обидеть?
- Конечно, было бы замечательно, если бы все заезды, конференции и семинары плавно растекались по всему году. А еще лучше, если бы организаторы между собой согласовывали время проведения. К сожалению, такого не бывает. Бизнес-активность, как правило, приходится на март-апрель и октябрь-ноябрь. В июне-августе все в отпуска разъезжаются, в сентябре возвращаются, и уже потом начинается деловая жизнь. Да, очень часто приходится, что называется, кусать локти и кому-то отказывать. Бывает, что одна неделя оказывается пустой, а на другой - от гостей отбоя нет. И я даже не беру сейчас такие крупные мероприятия, как Арктический форум, просто такое случается по разным другим причинам. Мы пытаемся повлиять на подобные ситуации, например, ценовым решением. Можем сказать, что номеров мало, и стоить они будут дорого. Посоветуем перенести мероприятие на неделю-две, если это возможно. И в этом случае обещаем, что не только цены не поднимем, а даже скидку дадим. Иногда это срабатывает.
- Расскажите, пожалуйста, о номенклатуре услуг, которые должен оказывать бизнес-отель? Какие мурманские отели считаются деловыми?
- «Парк Инн Полярные Зори», «Меридиан». «Арктика» - тоже был бизнес-отель. «Губернский» - он, правда, маленький, но важна не площадь, а функциональное назначение. Прежде всего там должны быть комфортабельные номера, к которым предъявляется набор профессиональных требований, и их надо соблюсти. Важно, чтобы было тепло, светло, в каждом номере - телевизор с определенным набором каналов, Интернет, стабильная телефонная связь. Хорошее питание, в первую очередь - завтрак, потому что обедать и ужинать клиент может в рамках деловых встреч, конференций. Не исключено, что он захочет во время прогулки по городу заглянуть в приглянувшийся ресторанчик. В отеле также необходим соответствующий канонам бизнес-центр и комната для переговоров. То есть должны быть оказаны конференц-услуги. Если мы сейчас говорим о том, что гостиниц в Мурманске не хватает, то возможностей для конференц-услуг здесь еще меньше, потому что до сих пор никто не инвестировал средства в строительство конференц-зала. Те конференц-залы, что у нас есть, построены по типу, как в песне поется: слепили из того, что было. У нас, в «Меридиане», «Губернском» их функции осуществляют зальчики, комнатки, которые объединили. В зале «Ротари» отеля «Парк Инн Полярные Зори» мешают несущие колонны, но зато к нему обеспечен удобный подход. В «Меридиане» - хороший зал, но чтобы туда попасть, нужно подниматься на медленных лифтах, а потом идти по длинному узкому коридору. Пока в Мурманске не будет построен новый функциональный бизнес-отель или специализированный конференц-зал, в этом направлении делового общения мы будем проигрывать.
- Если в Мурманске частенько не хватает гостиничных мест, то значит, среди отелей нет конкуренции?
- Даже если не хватает мест в отелях, конкуренция присутствует, но в Мурманске она носит цивилизованный характер. Мы стараемся выстраивать партнерские отношения, нормально общаться, где-то в чем-то помогаем друг другу. Но я согласен: когда есть избыток номеров, то любой гость или туристическое агентство может на этом спекулировать. Мол, если не дадите скидку, то уйдем туда-то. А когда речь идет даже не о скидке, а о месте вообще, то конкуренция, конечно же, ослабевает. И это не есть хорошо. Может случиться так, что гости будут приезжать и сталкиваться с не очень хорошим сервисом, не очень гибкой ценовой политикой. А самое главное - не исключено и то, что администрация Мурманска, областное правительство или кто-то еще попытаются провести мероприятие, а столкнутся с тем, что и расселить-то гостей некуда. А если разместишь, то в конференц-зале не поместятся. Один раз какую-либо всероссийскую конференцию перенесут в Архангельск, в другой раз - в Киркенес или Саарисельку, в третий - в Петрозаводск. В четвертый раз Мурманск и вообще рассматривать не будут. И потом, когда наконец у нас будут созданы все условия, придется прилагать дополнительные усилия, побегать за организациями, которые проводят конференции, чтобы вернуть городу право и возможность принимать у себя гостей. Повторяю: пока в нашей стране, в нашем регионе бюрократы и неуемные контролеры будут мешать предпринимателю заниматься своим делом, он не будет вкладывать деньги в такой сложный бизнес, как гостиничный.
- По вашей информации, сколько деловых гостей одновременно может принять Мурманская область, только заполярная столица?
- Про область ничего сказать не могу. В свое время мы пытались собрать статистику, но количество гостиничных мест так часто меняется, что подсчитать их - совершенно невозможно. Что касается Мурманска, то по состоянию на март имеется в общей сложности 711 гостиничных номеров в 10 имеющихся гостиницах. Если предположить, что половина из них - двухместные, то получится, что одновременно в этих номерах проживают примерно 1200 человек.
- Откуда столько гостиниц в заполярной столице?
- Появились частные мини-отели - «Морская», «Черный поезд», другие. В Питере такие гостиницы очень популярны.
- Существует ли в вашем бизнесе какая-то методика расчета: сколькими гостиницами должен обладать регион для приема туристов, официальных гостей, ожидаемых к тому или иному мероприятию областного или даже международного масштаба?
- Думаю, что такой методики нет и быть не может, потому что помимо официальных мероприятий люди приезжают на переговоры, личные встречи. Это настолько непредсказуемо.
- С вашей точки зрения, лучше строить новые гостиницы или без конца реконструировать уже имеющиеся?
- Если есть деньги, лучше строить новые. А вообще рынок все расставит на свои места: можно и новые строить, и старые реконструировать, потому что реконструировать - всегда дешевле. Там канализация, водопровод, электричество - все подключено. Но лучше новые, тогда можно заложить в проект все необходимые требования, и гостиница будет в будущем конкурентоспособна. Но сначала в нее нужно вложить большие деньги.
- Какие средние цены должны выставляться за сутки пользования гостиничным номером, чтобы, с одной стороны - не продешевить, а с другой - не отпугнуть потенциального постояльца?
- Нет однозначного ответа на этот вопрос, все зависит от массы факторов. Названия таких городов, как, например, Москва и Нью-Йорк, уже говорят о том, что гостиница в этих мегаполисах будет стоить недешево. Есть и другой подход: в той же Москве сейчас большая нехватка трехзвездочных отелей, потому что закрыли сначала «Националь», потом гостиницу «Москва», переделывая ее в пятизвездочную, закрыли огромную гостиницу «Россия». Естественно, те отели, что остались, подняли цены. Стоимость номера зависит от числа гостиниц в городе, спроса и предложения, сезона, местоположения здания.