24.04.13
 

Радиационная безопасность морских портов России властями в должной мере не обеспечивается

Радиационная безопасность морских портов России властями в должной мере не обеспечивается

В конце марта 2013 года в плавдок ОАО «Мурманский судоремонтный завод морского флота» (СРЗ МФ), для планового докования, был поставлен атомный ледокол «50 лет Победы».
Судоремонтное предприятие СРЗ МФ и принадлежащие ему плавдоки находится практически в центре города Мурманска, в границах территории и акватории морского порта Мурманск, а докование атомных ледоколов в плавдоках СРЗ МФ проводится на регулярной основе.
Жители и гости Мурманска почти постоянно имеют возможность любоваться, стоящими в плавдоке, самыми мощными в мире атомными ледоколами. Ядерные суда находятся в пределах реальной видимости и у областного, транспортного и природоохранного прокуроров, и у других правоохранительных органов. Руководители области и города также имеют возможность сегодня любоваться атомным ледоколом, стоящим в плавдоке СРЗ МФ.
Смотрится атомный ледокол «50 лет Победы» действительно очень красиво.

Ну а как обстоят дела с радиационной безопасностью морского порта Мурманск и прилегающей к СРЗ МФ центральной части города Мурманска?
Разработаны ли мероприятия по защите работников порта и населения города Мурманска в случае аварии на атомном ледоколе при стоянке в плавдоке СРЗ МФ?
В силу ч.3 ст.41 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» (от 21ноября 1995 г. №170-ФЗ, в редакции от 25 июня 2012 г.) администрация морского порта, в который разрешён заход судов с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ), должна располагать Планом мероприятий по защите работников порта и других лиц, находящихся на территории порта и в его акватории, в случае аварии на таких судах и обеспечивать, при необходимости, его реализацию (далее - Портовый аварийный план).
Ответственность за осуществление Плана мероприятий по защите населения в прилегающем к порту жилом районе, в случае такой аварии, Федеральным законом возлагается на соответствующие федеральные органы исполнительной власти.
Скорее всего, ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» не располагает Портовым аварийным планом в случае аварии на атомном ледоколе при стоянке в плавдоке СРЗ МФ, так как 11 марта 2013 года на сайте Минтранса России опубликован проект Обязательных постановлений в морском порту Мурманск, подготовленный при непосредственном участии капитана порта Мурманск-руководителя ФГУ «АМП Мурманск».

В проекте Обязательных постановлений нет ни слова о радиационной безопасности морского порта Мурманск при заходе и стоянке атомных судов.
Не определён порядок захода судов с ЯЭУ в морской порт Мурманск.
Ничего не сказано о наличии Портового аварийного плана в случае аварии на атомном ледоколе при стоянке в плавдоке СРЗ МФ.
В проекте Обязательных постановлений отсутствуют мероприятия по выводу аварийного атомного ледокола из плавдока СРЗ МФ и буксировке его на отдалённую якорную стоянку или к причалам ФГУП «Атомфлот».

Напомню, что в СССР вопросам радиационной безопасности морских торговых портов уделялось большое внимание. Например, 12 июля 1985 года приказом начальника Мурманского морского пароходства № 269/од был введён в действие «План мероприятий в случае аварии атомного судна в порту Мурманск».
Портовый аварийный план был разработан НИИ «Союзморниипроект» для атомного лихтеровоза «Севморпуть».
Оценочный расчёт уровней излучения, при нахождении аварийного судна (а/л «Севморпуть») у причала № 14 торгового порта и при стоянке у причалов Базы 92 (сейчас ФГУП «Атомфлот»), был выполнен специалистами Центрального научно-исследовательского института имени академика А.Н. Крылова.

В настоящее время этот Портовый аварийный план потерял свою актуальность, так как уже нет тех предприятий, указанных в Плане, да и а/л «Севморпуть» находится на отстое.
В Портовом аварийном плане отсутствуют также расчёты для случая аварии на атомном ледоколе при стоянке в плавдоке СРЗ МФ.
Морской порт Мурманск является базовым портом для гражданских судов с ядерными энергетическими установками.
Если в морском порту Мурманск не нормируется радиационная безопасность порта, а администрация морского порта не располагает Портовым аварийным планом, то можно предположить, что и в остальных морских портах, в которые разрешён заход судов с ЯЭУ, такое же положение дел.

Правда есть исключение.
В 2011 году Кандалакшский транспортный прокурор обязал капитана морского порта Витино иметь Портовый аварийный план.
Для разработки такого документа, особенно в части выполнения оценочного расчёта уровней излучения, при нахождении аварийного атомного судна в порту, необходимо иметь соответствующие знания в области ядерной физики.
Например, расчёт распределения радиоактивных примесей в порту Мурманск, при предполагаемой аварии на а/л «Севморпуть», был выполнен учёными ЦНИИИ имени академика А.Н. Крылова.
Капитан морского порта Витино, не являясь специалистом в области ядерной физики, разработал, утвердил и ввёл в действие «План мероприятий по защите работников порта и других лиц, находящихся на территории морского порта Витино и в его акватории, в случае аварии на судах с ядерными установками и радиационными источниками».
Расчёт и оценка радиационной обстановки, приведённые в Портовом аварийном плане (стр.17-29) прямого отношения к акватории и территории морского порта Витино не имеют.
Например, на стр.25 Плана имеется таблица № 8 «Уровень загрязнённости радионуклидами вод акватории». Таблица содержит фактические и допустимые данные о выбросах радионуклидов в Ирландское море с предприятий Селлафилда в Англии в 1998 году.
Можно предположить, что капитан морского порта Витино не читал Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, и Обязательных постановлений в морском порту Витино.
На странице 13 Портового аварийного плана он пишет: «Порядок захода судов с ЯЭУ на акваторию определён «Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах и на подходах к ним» и «Обязательными постановлениями в морском порту Витино».
На самом деле, ни в первом, ни во втором нормативном правовом акте ничего не говорится о порядке захода судов с ЯЭУ на акваторию морского порта Витино.
Распоряжением правительства Российской Федерации от 6 января 1997 г. № 14-р (в редакции распоряжения правительства РФ от 06.10.2011 №1766-р) утверждён перечень морских портов Российской Федерации, в которые разрешён заход судов с ЯЭУ.

Таких морских портов в Российской Федерации уже пятнадцать.
Третью навигацию работают атомные ледоколы в морском порту Витино и на Балтике. Атомные ледоколы регулярно заходят в морской порт Дудинка.
19 марта 2013 года из Мурманска вышел атомный ледокол «Таймыр», который будет работать в районе строящегося морского порта Сабетта (Обская губа).
В соответствии с ч.2 ст.41 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» порядок захода в морские порты судов с ЯЭУ определяется нормативными правовыми актами и правилами, согласованными с органами государственного регулирования безопасности.
В настоящее время порядок захода атомных судов в морские порты Российской Федерации и обеспечение радиационной безопасности морских портов, при стоянке в них судов с ЯЭУ, регламентируется несколькими нормативными актами.
1 января 1983 г. Минморфлот СССР ввёл в действие «Правила по радиационной безопасности морских торговых портов СССР при заходе и стоянке в них ядерных судов» (Инструктивные письма Минморфлота СССР от 9 июня 1982 г.№ 83 и от 31 августа 1982 г. № 130).
Приказом Минтранса России от 25 мая 1998 г. № 57 «О нормативных актах по вопросам деятельности атомного флота» эти Правила оставлены в действии.
1 июля 2004 г. постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 11 февраля 2004 г. № 5 введены в действие Санитарные правила СП 2.6.1.01-04 «Обеспечение радиационной безопасности портов Российской Федерации при заходе и стоянке в них атомных судов, судов атомно-технологического обслуживания и плавучих энергоблоков атомных теплоэлектростанций СПРБП-04».
Постановлением Технического комитета по стандартизации ТК 318 «Морфлот» от 15 ноября 2004 г. № 19 утверждены «Правила по радиационной безопасности морских портов при заходе и стоянке в них судов с ядерными установками и радиационными источниками» (СТО 318.2.14-2004).
Существование трёх нормативных актов, регулирующих одни и те же правоотношения, создаёт правовую неопределённость и допускает их произвольное толкование капитанами морских портов.
В то же время, в силу ч.1 ст.5 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне» (от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ), правовой режим морских портов Российской Федерации является единым для всех портов России.
Кроме национальных правил, порядок захода атомных судов в морские порты, ограничения для захода в порты судов с ЯЭУ, радиационная безопасность морских портов, безопасность ядерных торговых судов нормируется международными конвенциями и кодексами.
Например, Международной конвенцией СОЛАС- 74, Рекомендациями по безопасности портов при заходе в них торговых ядерных судов 1980 г. (приняты ИМО и МАГАТЭ), Кодексом по безопасности ядерных торговых судов 1981 года.

Учитывая изложенные обстоятельства представляется, что Минтранс России не выполняет свои функции по нормативно-правовому регулированию в области радиационной безопасности морских портов Российской Федерации при заходе и стоянке в них судов с ядерными энергетическими установками.
Возможно, чиновники Минтранса России ждут, когда «грянет гром», и только тогда начнут что-то регулировать в данной сфере.
Но в Кольском заливе Баренцева моря этот гром уже грянул!
Напомню, 29 декабря 2011 года на АПЛ «Екатеринбург», стоящей в плавдоке 82-го судоремонтного завода ВМФ (посёлок Росляково), произошёл пожар.
Можно предположить, что администрация 82-го СРЗ ВМФ не располагала Портовым аварийным планом в случае аварии на атомной подводной лодке, стоящей в плавдоке.
Пожар пришлось ликвидировать специалистам МЧС, которые не знакомы ни с конструкцией АПЛ, ни с конструкцией плавдока.
В результате пожара пострадал «лёгкий» корпус атомной подводной лодки «Екатеринбург» и первый отсек.
Если бы огонь проник внутрь так называемого «прочного корпуса», где находились ракеты с ядерными боеголовками, торпеды и два атомных реактора, то в России могла произойти крупнейшая техногенная катастрофа.
Видимо этот урок не пошёл впрок ни для чиновников Минтранса России, ни для капитана морского порта Мурманск-руководителя ФГУ «АМП Мурманск».

Е.В. СЕЛЮКОВ, капитан дальнего плавания, Почётный работник морского флота, Ветеран труда.

 

 

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:15Печенга замерзает: «Ходим в трех кофтах, спим под двумя одеялами»

18:05В Мурманске ремонт кровли из-за неблагоприятных погодных условий перенесли на март

17:20Более 200 мурманчан посетили выставку пленэров в Детской художественной школе

17:10Мурманчане жалуются губернатору на состояние лестниц

16:40Остров в Верхне-Туломском водохранилище официально назовут Партизанским

15:46Ледовый дворец приглашает на массовые катания с 25 ноября по 1 декабря

15:35«Первая высшая награда»: юные танцоры из Мурманска завоевали золото на III Арктических Дельфийских играх

14:50Сбер: в Мурманской области спрос на вклады вырос на 25%

14:35Татьяна Кусайко: Военнослужащим с детьми-инвалидами дадут жилье вне очереди

14:25Студенты РАНХиГС познакомились с успешным опытом ФосАгро в реализации социальных программ

14:24«Мегафон» восстановил голосовую связь в Мурманской области

14:15Грузопоток ММТП снизился на 17% в сравнении с прошлым годом

14:07В Норвегии найдено тело матроса с Мурманского судна «Полярный исследователь»

13:49В Мурманске обрушилась сеть «МегаФон»: абоненты остались без связи

13:14Берегите голову: снег и сосульки падают с крыш в Североморске и Кандалакше

19:46Продукты, богатые витамином D: лучшие сочетания для пользы организма

19:29«Бургеры» из шампиньонов — оригинальная закуска на Новый год

19:19Как сделать старую сковороду блестящей: проверенные средства и методика

Все новости