Потребителю электроэнергии в конечном итоге все равно, какая из энергокомпаний на каком этапе за что отвечает. Ему важно, чтобы услуги, за которые он платит, оказывались исправно и в полном объеме. Однако так ли однозначна сегодня проблема качества электроэнергии? Что и кто влияет на этот ключевой показатель? В чем причины конфликта участников неразрывной цепочки «потребители - сбыты - сети»? И главное, как сделать так, чтобы нареканий на качество электричества стало меньше? Об этом рассказали в МРСК Северо-Запада.
Принято считать, что качество электроэнергии - зона ответственности только электросетевой компании. Раз сетевики обеспечивают транспортировку, им и отвечать за то, каким электричество приходит к потребителю.
- Действительно, качество электроэнергии - одна из ключевых повседневных забот наших специалистов, - говорит заместитель генерального директора ОАО «МРСК Северо-Запада» по техническим вопросам - главный инженер Андрей Горохов. - В каждом регионе присутствия компании созданы центры обслуживания клиентов, открыта интернет-приемная, позволяющая предельно оперативно реагировать на жалобы потребителей. Все центры питания, к которым подключены бытовые потребители, сертифицированы. Только с начала года у нас на 20 процентов увеличилось число приборов контроля качества. Запланировано создание совета потребителей. Но можно ли только усилиями сетевой компании обеспечить стопроцентное качество поступающей потребителю электроэнергии?
За 2011 и 2012 годы мы провели около шести тысяч замеров качества электроэнергии в 1600 центрах питания, - продолжает главный инженер компании. - В 50-70 процентах случаев сами потребители или обслуживающие организации вносят искажения в сеть.
Так, например, в сельской местности существенно снижают качество те, кто подключается незаконно и попросту занимается воровством. Нелегальное (бездоговорное) подключение загородного дома или даже теплицы может вызвать несимметрию напряжения в целом поселке, а это выход из строя электроприемников у одних и низкое напряжение у других жителей.
Аналогичные примеры несимметрии нагрузок можно привести и в многоквартирном жилом доме в черте города, когда управляющая компания не контролирует и не выравнивает нагрузку по фазам. Из общего числа нарушений по вине потребителей такого рода проблем почти 30 процентов.
Как добавляет главный инженер МРСК Северо-Запада, существенные искажения в сеть крупных энергорайонов вносят объекты железнодорожного транспорта, горно-обогатительные фабрики и другие энергоемкие предприятия. В этом случае необходима слаженная работа сетевой компании и таких энергопотребителей.
- Если у потребителя возникает проблема с качеством электроэнергии, ему необходимо в первую очередь проверить собственные сети, обратившись в обслуживающую дом или поселок организацию (ТСЖ, УК), - объясняет Андрей Горохов. - Соответствующие замеры помогут точно определить, где именно проблема. От того, как сами потребители управляют собственными сетями, в немалой степени зависит качество поступающей к ним электроэнергии.
Говоря о проблемах, возникающих в сетях МРСК, главный инженер предприятия отметил, что там, где их возможно устранить собственным силами, компания делает это в течение тридцати дней. В ряде случаев сроки зависят от схем подключения и необходимости отключений потребителей. Если требуются капитальные вложения, затраты включаются в инвестиционные и ремонтные программы, которые рассматриваются региональными энергетическими комиссиями.
- На сроки устранения нарушений, вызванных самими потребителями, сетевая компания в рамках правового поля повлиять не может, - подчеркнул Андрей Горохов.
Рост числа присоединений к сетям потребителей до 15 кВт - еще один объективный фактор, влияющий на качество электроэнергии.
- Сегодня практика приобретения больших земельных участков, деления их на части и подключение каждой из этих частей отдельно по льготной цене получила широкое распространение, - комментирует заместитель генерального директора МРСК Северо-Запада по развитию и реализации услуг Александр Михальков. - При этом возводить объекты, для которых запрашиваются мощности, никто не собирается. В итоге мы строим «в пустоту», а результат такого строительства - многочисленные опоры в чистом поле, с одной стороны, и реальные населенные пункты, сети которых давно требуют реконструкции, - с другой. Происходит не что иное, как злоупотребление потребителями правом на льготное присоединение.
Сетевая организация в полной мере выполняет возложенные на нее обязательства, но при этом несет непомерную социальную нагрузку. Подключая льготников за 550 рублей, мы берем на себя затраты, в сотни раз превышающие эту сумму. Срок окупаемости таких вложений - более двадцати лет. Зачастую они просто убыточны, потому что сети есть, а потребителей нет.
При износе действующих сетей на 70-75 процентов мы вкладываем деньги не в их реконструкцию, а в подключение льготников, которые в ряде случаев сами наживаются на созданных для них вольготных условиях. И если эта проблема не будет решена на государственном уровне, лавинообразного увеличения жалоб на качество электроэнергии сетевой организации не избежать уже в самое ближайшее время, - заключает Александр Михальков.
Не менее активно включены в процесс контроля качества электроэнергии сбытовые компании. Они проводят собственные мониторинги, выявляя слабые места и тем самым помогая электросетевым компаниям. По словам Александра Михалькова, в МРСК Северо-Запада отработаны механизмы взаимодействия со сбытовыми организациями, организован прием жалоб, определены сроки устранения замечаний.
- Все это - повседневная совместная работа, - говорит топ-менеджер компании, - однако в ряде случаев сбытовики забывают о том, что за качественный товар нужно платить.
Так, например, сегодня задолженность гарантирующих поставщиков электроэнергии перед МРСК Северо-Запада только в Архангельской и Вологодской областях за услуги по передаче электроэнергии превысила 2 миллиарда рублей. Это средства, которые по сути изъяты из ремонтных и инвестиционных программ сетевой компании.
Добиться устранения многих причин некачественного электроснабжения без модернизации и поддержания в надлежащем техническом состоянии сетевого хозяйства невозможно.
Однако деньги на счета МРСК Северо-Запада от этих сбытовых компаний не поступают с начала 2013 года. Эта тема всеми силами умалчивается заинтересованной стороной - ЗАО «Межрегионсоюзэнерго», в состав которого входят Архангельская и Вологодская сбытовые компании. В СМИ появляются публикации, порочащие деловую репутацию сетевой организации и уводящие общественность в сторону от ключевой проблемы - хронических неплатежей сбытов, - заключает Михальков.
Очевидно, что участниками процесса управления качеством электроэнергии являются все субъекты электроэнергетики: сетевые организации, сбытовые компании, сами потребители. Взаимные упреки вряд ли пойдут на пользу делу и позволят решить стратегическую задачу отрасли - сделать сети доступными и современными. Позиция лебедя, рака и щуки не приведет к желаемому результату.
- Сегодня все участники рынка электроэнергетики должны решать имеющуюся проблему качества электроэнергии не эмоционально, а на профессиональном уровне, - резюмирует главный инженер МРСК Северо-Запада Андрей Горохов.