«Пшел вон!»
В Желтом доме высокие чиновники всерьез обсуждают, как до срока избавиться от депутатов нынешней региональной Думы, чтобы придать этому видимость соблюдения законодательства. Такие слухи сравнительно недавно начали циркулировать в Интернете и на полном серьезе обсуждаются его пользователями.
Не будем кривить душой: подавляющую часть населения подобные вопросы совершенно не волнуют. Ибо за последние годы власть предержащими многое сделано для того, чтобы люди думали лишь о хлебе насущном, выживании, теряли способность к анализу происходящего. Как результат, сейчас наступила эра посредственности и повальной коррупции.
Однако все же рискну поднять вопрос об отставке регионального законодательного собрания, но при этом усомниться, что исполнительной власти позарез необходим такой кульбит. Во всяком случае, сегодня, когда до выборов в облдуму осталось менее двух лет.
Да, с одной стороны, даже «единороссовское» большинство Думы не всегда безоговорочно поддерживает законопроекты, вышедшие из недр областного правительства. Иногда оно «взбрыкивает», пытается продемонстрировать характер, и ручные парламентарии, понятно, были бы как нельзя кстати. Но, с другой - зачем делать сложные телодвижения, напрягаться, если в любой момент практически любому неугодному депутату топ-чиновники могут скомандовать: «Пшел вон!»?
Шамбиру обещан реальный срок
За примерами далеко ходить не надо. Вспомним председателя Мурманской областной Думы Василия Шамбира, о котором его товарищи по партии, похоже, забыли в одночасье.
Оставлю за рамками материала якобы совершенные им преступления. Решающее слово здесь скажет Октябрьский суд, который в Мурманской области давно имеет славу Басманного. Впрочем, на одном из судебных заседаний следователь регионального Следственного управления Следственного комитета РФ Воробьев уже заявил: Шамбир получит реальный срок. Довольно молодой служитель закона не смутился даже после возмущенного вопроса адвоката Шамбира: мол, на каком основании вы подменяете собой суд?!
И хотя насчет преступных замыслов председателя Думы у следствия сомнений не возникает, предлагаю, тем не менее, выслушать и вторую сторону - самого «узника совести». Напомню, в минувшем августе Василий Шамбир был заключен под стражу, когда, по мнению следствия, он «меру пресечения нарушил, попытался скрыться, но был задержан в аэропорту Шереметьево в Москве при прохождении пограничного контроля с целью вылета в одну из стран Евросоюза».
Вот что рассказал Василий Николаевич: «У меня уже нет никаких сомнений, что абсурдные обвинения семи-восьмилетней давности воплотятся в реальный срок... Не могу, к сожалению, рассказать суть этих бредовых обвинений, так как меня обязали хранить молчание по этому поводу. Именно эти абсурдные восьмилетней давности якобы совершенные преступления стали причиной моего отрешения от должности, и в итоге я оказался в тюрьме.
Никогда я не был диссидентом, более того - горячо поддерживал нынешнюю власть, а также являлся частью ее. Искренне и горячо верил в правильность курса, и в целом было ощущение порядка в стране и Мурманской области в частности - безусловно, не во всем. Пока сам не столкнулся со страшной, «карательной» системой нашего «правосудия». И что говорить о рядовом обывателе, если второй человек в иерархии власти в области не может защитить свои права!
В декабре 2011 года меня не совсем штатно, конъюнктурно избрали председателем Мурманской областной Думы. Выборы были непростыми, если не сказать больше. Но считаю нашей общей победой, что нам, всем депутатам, хватило мудрости и мужества подняться над нашими партийными пристрастиями и убеждениями и задать тот вектор в нашей работе, который нужен в парламенте. Тон уважительного диалога. Вектор на объединение усилий для выработки общих, оптимальных решений самых непростых задач социально-экономического развития области.
Мы еще до выборов президента весной 2012 года провозгласили, что у нас нет врагов из других фракций, что у нас есть партнеры с другой точкой зрения. Все это очень здорово отразилось на работе и атмосфере Думы. Мы заявили о себе как о независимом (как и должно быть по Конституции) органе власти. Не всем это понравилось, но таковы реалии жизни.
В апреле 2012 года к всеобщей радости и надежде на еще более успешную совместную работу у нас сменился губернатор. Надежды были связаны, прежде всего, с тем, что это человек наш, наш земляк, тем более выходец из рядов Думы. Но именно с приходом Ковтун в качестве губернатора у меня как у председателя Думы начались проблемы.
Фактически с мая 2012 года губернатор начала в приказном порядке отдавать мне распоряжения. Я ей напомнил, что не являюсь ее подчиненным, а Дума является коллегиальным органом, и не намерен в дальнейшем выполнять ее приказы и общаться в таком тоне. Уже в июне 2012 года через известного бизнесмена Шубина (после их встречи) она передала мне приказ убираться с поста председателя и из Думы.
Когда я на следующий день переспросил ее: «Что все это значит?», ответа не получил. Ковтун сослалась на то, что она занята в командировке. В июне 2012 года мы закончили весеннюю сессию, Дума ушла на каникулы. В это время, 18-20 июля 2012 года, рождается письмо - условно назову его «Родина в опасности» - из-под пера губернатора на имя Бастрыкина (председатель Следственного комитета Российской Федерации. - Авт.). Она описывает и дает оценку (как судья) Шубину и Шамбиру в двух словах: воры и негодяи, всю область разворовали. Тут же в июле-августе появились в Думе сотрудники Следственного управления по Мурманской области и начали искать следы «преступной» деятельности Думы при пособничестве вышеназванным гражданам...
Осенью началась в Думе работа над будущим бюджетом и по поводу возможного введения с 1 января 2013 года новых нормативов в ЖКХ. Несмотря на партийную принадлежность, все депутаты выступили с предупреждением губернатору: новые нормативы вводить нельзя - ни в коем случае! Но губернатор все же вводит их...
Чем все закончилось, мы с вами знаем. Зима 2013 года ознаменовалась не только этим громким скандалом, но и арестом Шубина, по мнению губернатора, он является главным черным злом области. И незамедлительно после ареста она пригласила меня к себе в кабинет. Жестким тоном, не терпящим возражений, сказала, что там - на верху! - все решено, ты (именно так - ты) должен написать заявление о сложении полномочий председателя Думы. Примерно в том же тоне я ответил: «Нет!». Мне были обещаны большие проблемы с намеком на судьбу Шубина...
А проблемы тогда уже катились градом. Уже тогда проверяли мое гражданство, легитимность моих образования и ученой степени (благо защищал диссертацию в МГУ, что своего рода знак качества), являюсь ли учредителем и гендиректором некоторых предприятий в средней полосе (позже выяснилось, что были грубые подделки моих подписей и данных паспорта). Если бы что-то подтвердилось незаконное, пост председателя Думы и мандат депутата я потерял бы немедленно.
Нет человека - нет проблем
Весной 2013 года меня впервые пригласили в Следственное управление для дачи показаний по громкому делу: якобы, будучи главой Кандалакшского района, я неправомерно получил зарплату за 8 дней - 98 тысяч рублей... Сколько средств из бюджета было потрачено на анализ моей деятельности!.. В июне 2013 года меня еще раз пригласили, чтобы ознакомить с отказом в возбуждении уголовного дела!..
А 28 июля 2013 года - как гром среди ясного неба! - в семь утра на всю страну объявили, что по пяти адресам прошли обыски и председатель Мурманской областной Думы подозревается в тяжких преступлениях... И не важно, что ничего не нашли, главное - скомпрометировать председателя и Думу! Машина «карательная» работала на всю катушку. И, естественно, открывая сессию осенью 2013 года, я озвучил информацию об обысках.
В итоге при отстранении меня от должности звучал аргумент: мое выступление 19 сентября было стремлением надавить на следствие. Хотя дела (уголовного. - Авт.) тогда еще не было. Но если бы обыски и другие следственные мероприятия, которые регулярно комментировали прессе органы, осуществлялись исключительно в отношении гражданина Шамбира, а не председателя Думы и не в стенах Думы, я бы считал это частным делом и вел бы себя соответствующим образом.
29 января 2014 года, будучи в командировке в Москве, я прочитал в Интернете и оторопел: против меня возбуждено уголовное дело по очень тяжелой статье. Это было уже очень серьезно, хотя все время на посту председателя Думы я испытывал колоссальное давление...
Уверен, меня пытались принудить к побегу! Потому что по приезду в Мурманск я встретился с одним из руководителей силовиков и он меня четко спросил: «Зачем вы вернулись? Вам же дали целых пять дней, чтобы вы беспрепятственно покинули РФ!». С его точки зрения, это для силовиков идеальное развитие событий: удрал - значит, испугался, значит, преступник! А так я спутал планы, и тот бред, который был в обвинении по первому делу, «подкрепился» еще двумя. В итоге на 18 февраля против меня было возбуждено три уголовных дела по тяжким статьям. С таким «багажом» следователи пошли сразу в суд отстранять меня от должности. Естественно, суд меня отстранил.
Я хожу на все следственные мероприятия. Следователь очень недоволен, когда я ему пытаюсь доказать всю несостоятельность обвинений. Но он мне уверенно заявляет, что к июлю закончит расследование. Но наступает август... В августе 2014 года - о чудо! - даже без ходатайства следователь сам предлагает мне ехать к семье в Москву. Находясь сегодня в тюрьме, понимаю, что банально поддался на провокацию! Хотел вывезти сына на море. 11 августа меня почему-то решили объявить в розыск и задержали. Вот так все и произошло - мое падение.
За все годы жизни я постиг много «университетов». Последний, который постигаю сегодня, - тюрьма. Уверен был, что мне не придется его проходить. Ошибся...».
По мнению знающих людей, ее председатель Василий Шамбир в Думу уже не вернется. Между тем, повторюсь, уголовные дела, связанные с ним, в суде еще не рассматривались, соответственно, руководитель Думы еще не признан преступником. Однако ранее видный «единоросс» Шамбир уже отстранен от должности, исключен из фракции «Единой России» в Думе и на днях - из самой партии. Как говорят, нет человека - нет проблем.
Таким образом, чтобы удалить с должности неугодного исполнительной власти руководителя второго по значимости органа в регионе - Мурманской областной Думы, ей не понадобились хитроумные комбинации, сложные схемы. Понадобились лишь немалые деньги из бюджета. Но кто из власть предержащих об этом задумывается? А потому - кто следующий на вылет из Думы?
Светлана КЕРОНЕН.