«Южный поток» закрыт, провалился, иссяк, пересох. Каждый сам выбирает себе любимый глагол, в зависимости от политической окраски и принадлежности. Мы же постараемся без излишнего проявления чувств и осколков счастья разложить по геополитическим полочкам все составляющие этого решения: экономические, политические, и, конечно, эмоциональные.
Давайте вернёмся на два года назад.
«Южный поток» должен был стать этаким газовым шампуром, на который «Газпром» нанизывал ровно нарезанные государства ЕС. Причём, нанизывал так плотно, чтобы даже самый тонкий ломтик сала не влез между лакомыми кусками. Всё шло как нельзя хорошо, пока труба не упёрлась в третий энергопакет и в бедную, а потому очень послушную Болгарию.
И началось движение «туда - обратно». Движение, которое деловые люди, в каком бы уголке мира они не находились, не любят. Бизнес, в конце концов, не оргия. И пока европейские чиновники с важными лицами вещали об энергетических ценностях, Москва просчитывала дальнейшие шаги. К первому декабря «Газпром» расчёт закончил, а право нанести удар предоставили Владимиру Путину.
Информационные агентства засверкали молниями, осветив ночную Анкару. Европу же накрыла зловещая тишина.
Да, проект «Южный поток» свернули. Свернули жёстко, и, судя по всему, безвозвратно. Болгария, которая всё это время стояла, прижав ухо к пустой трубе, резко отпрянула. Удивлённо бормоча: «Куда, куда нам идти?», София оглянулась в поисках направления. Ну, а премией к пешей прогулке на горбатую гору стала потеря 400 миллионов евро только за транзит. В целом же, сумма болгарских потерь легко укладывается в цифру 750 миллионов евро. Вот здесь можно почитать восторженные высказывания простых болгарских граждан.
Прекрасно зная геополитическую непредсказуемость России, Европа ждала следующий ход Москвы. И дождалась. «Газпром» реанимировал «Голубой поток». Вернее сказать, не реанимировал. «Голубой поток» действует с 1997 года. Вернее сказать, загрузил его на полную мощность.
С точки зрения ведения дел, управление этим газопроводом несёт минимальные риски для «Газпрома» и турецкой компании «BOTAS». Часть трубы проходит по территории России, и, как и почивший в бозе «Южный поток», исключает из газового бизнеса Украину. Ну, а затем, «Голубой поток» по дну Чёрного моря упирается в Анкару. И если вдруг между Россией и Турцией возникнет недопонимание, разобраться один на один всегда проще, чем одному против 28 членов ЕС.
Теперь немного цифр: «Южный поток» должен был прокачивать 67 миллиардов кубов. По «Голубому потоку будут ежегодно проходить 63 миллиарда. Из них - 14 для нужд Турции, остальные 49 миллиардов уйдут на границу с Грецией, откуда разойдутся по Южной Европе. В принципе, то же самое, что должен был сделать «Южный поток», но с другой стороны. Иными словами, Европа и США, так долго кричавшие о диверсификации энергопотоков, её получили. Только Кремль назвал это «перераспределением». Турция на предложение стать газовым хабом ответила согласием. Тем более что первоначальная скидка на газ составила 6%, а в дальнейшем, по словам президента России, достигнет 15%. А, вот, потери европейских и японских партнёров «Южного потока» составят около 3 миллиардов евро. С учётом уже потраченных Россией 5-ти миллиардов, 2 миллиарда оставили на чай.
Казалось бы, при чём здесь Украина?
А вот при чём. Остановке «Южного потока» больше всего порадовались в Киеве. Диванно-газовые войска украинского сегмента интернета возбудились больше всех. «Путин сдулся!», «Так победим!», «Всё, России - хана!» - это самая цензурная подборка. Но, как всегда и бывает, истерика и щенячья радость мешает разглядеть дьявольские подробности, а они же так важны.
За всеми этими криками в бездну всемирной паутины, никто не услышал заявление главы российского Минэнерго Александра Новака: «Ограничения по поставкам газа в Турцию через Украину сняты».
Правда, интересно? Расшифровка этого заявления ещё интересней. Часть российского газа для Турции будут прокачивать через так называемый «Южный коридор», или, как его называют в официальных документах «Трансбалканский трубопровод». А он, как вы понимаете из слов Новака, идёт по территории Украины.
Можно с уверенностью сказать, в Украине о таком развитии событий знал, как минимум, один человек. О том, что Путин и Порошенко говорили об этом в телефонном разговоре накануне визита российского президента в Турцию, сомнений, практически, нет. Но дальше информация не пошла. Иначе, как ещё объяснить радостную отповедь официального представителя МИД Украины Перебийниса о закрытии «Южного потока»: «Проект изначально был политической уловкой, не подкреплённой экономическими расчётами»?
И, вот здесь начинается самое интересное. Владимир Путин, закрыв «Южный поток», и, открыв заново «Голубой поток», в тёмную вклеил Украину в газотранспортную схему. Мало того, что Украина остаётся транзитёром российского газа в Европу, так ей прилип ещё один транзит. Вдруг. А два транзита - не один. И, значит, Украина, вольно, или невольно осталась под влиянием Кремля, как ни крути.
А теперь выводы. К сожалению, неприятные для Украины, ЕС и США.
Первое: Можно как угодно относиться к Владимиру Путину, но то, что президент России в очередной раз не бросил Украину - сомнению не подлежит. Внезапный транзит газа в Турцию, поди, плохо?
Второе: ЕС по-прежнему будет получать российский газ, но ровно столько, чтобы вопрос о реверсе в Украину больше не всплывал.
Третье: Все разногласия по газу ЕС будет решать напрямую с Украиной. «Газпром» теперь здесь чистой воды поставщик.
Четвертое: Если Украина начнёт вдруг темнить с газом, предназначенным для Турции, Киев будет иметь дело не с членами ЕС, которым можно напеть про стремление к демократическим ценностям, а с янычарами. Янычарам же стремление к демократии обрезают опытные имамы ещё в детстве.
Пятое: Путин махом выключил Украину из энергетического поля влияния Европы и США. Они долго внушали Украине идеи энергетической безопасности и независимости от поставок российского газа, и, вот, случилось. Только сделал это Кремль. Украина теперь в этом плане независима. В её ПХГ будет ровно столько газа, сколько необходимо Европе. Не больше. А деньги, полученные за два транзита, Киев будет тратить на свои газовые нужды.
Шестое: Украина оказалась между молотом и наковальней. Кто из них кто, Россия и Турция будут решать, исходя из текущего на тот момент положения.
И, наконец, седьмое: Турция обижена на ЕС за постоянные отказы в членстве, а на США - за их позицию по ИГИЛ.
И ЕС, и США теперь придётся разговаривать с Турцией очень и очень вежливо. Бозгурт - Серый Волк - тотемное животное, прародитель тюркского народа, подружился с русским Медведем.