Воспоминания о количественных изменениях в областном депутатском корпусе почти закончены. Надо сделать следующий шаг и начать разговор о качестве. Долго думал, как поступить: написать один общий материал или писать о каждой из наших дум отдельно? И тут воспоминания полезли в голову одно за другим. Вернее, они в голове и были, а тут запросились наружу. Решение пришло само собой: каждый депутатский корпус достоин отдельного упоминания. Начнем с первого созыва.
Двадцать пять депутатов, избранных за почти два года беспрерывных выборов, стали первыми. Некоторые продолжают депутатствовать до сих пор, некоторые сверкнули и ушли, некоторые и вовсе «прошли как тени, не коснувшись моего огня». Выбирали вроде бы всенародно, но сложилось впечатление, что выполняли некую инструкцию по выборам. На такую мысль меня натолкнули воспоминания. Летом теперь уже далекого 1989 года Мурманск стал побратимом голландского Гронингена. Подписали документы о побратимских связях, и надо было обмениваться визитами. Из Голландии приехали предприниматели, которые сразу по приезде кинулись по городским предприятиям наводить мосты в надежде на совместный взаимовыгодный бизнес. Состав нашей делегации, выезжавшей с ответным визитом, был идеологически выдержан и сконструирован по советским лекалам: во главе председатель горисполкома, потом, как положено, профсоюзный деятель, рабочий, колхозница, учитель, врач (естественно, ударники и передовики), спортсмен, журналист и так далее. Надо было показать Союз лицом. Причем тут экономическое сотрудничество?
Ничего состав нашей сборной на показательных выступлениях в Голландии не напомнил? Мне напомнил. Качественный состав нашей первой Думы напомнил. Судите сами: Павел Сажинов - бывший партийный и советский работник, Игорь Чернышенко и Михаил Афанасьев - профсоюзные деятели, Александр Крупадеров - журналист, Наталья Введенская - режиссер, Анатолий Осипов - глава адинистрации Колы, Владимир Ахрамейко - председатель Кандалакшского горсовета, Алмаз Гисмеев - спортсмен, Тамара Кононенко - врач, Виктор Воронин - учитель. Как будто и выбирали без выбора. Достаточно доказательств? Вывод: первый состав депутатского корпуса - срез нашего все еще советского общества. В головах у всех нас к этому времени была совершеннейшая каша. У всех, от «региональной элиты» (одно из самых глупых словосочетаний, которые я слышал в своей жизни, употребил и закавычил намеренно) до нас, простых смертных. Помню, многие были удивлены, что первым председателем Думы стал не трибун-демократ, а спокойный, уравновешенный коммунист Павел Сажинов. По-моему, в этом-то как раз ничего удивительного нет: дело новое, а у него опыт огромный. И в случае чего можно без последствий свалить на коммуниста вину за любой провал. С другой стороны, к выборам председателя-коммуниста наверняка приложил руку глава областной администрации Евгений Комаров. Не нужно забывать, что в 1988 году Евгений Борисович стал секретарем областного комитета КПСС, а Павел Александрович был в то время первым секретарем Североморского горкома партии.
Хочется добавить к портрету Евгения Комарова такой вот штрих. В 1988 году, будучи секретарем обкома, поехал он в ответственную командировку в Швецию. Тогда такие визиты были в диковинку, и им уделяли огромное внимание. Поехали на машине. В одной «волге» с Комаровым оказался его переводчик и по совместительству мой близкий друг. По тогдашним понятиям он был вольнодумцем и диссидентом, но шведский язык знал блестяще. Вышел у него с Евгением Борисовичем идеологический спор. Время в пути позволяло провести развернутую политическую дискуссию, в ходе которой Комаров безуспешно пытался доказать моему другу преимущества социалистического и коммунистического строя по сравнению со всеми остальными. Это я к тому, что люди, конечно, меняются, переоценивают ценности, меняют свои политические взгляды, а иногда даже и сексуальную ориентацию. Но не так же быстро! В 1988 Комаров - убежденный коммунист, а в 1991 уже убежденный демократ. Ну не бывает так! Не верю! Хоть ты меня режь!
Вернусь к первому созыву областной Думы. Совершенно особые воспоминания у меня остались об одном депутате. Может быть, именно потому, что он олицетворял собой часть тогдашнего депутатского корпуса. И не только в нашей Думе, а в масштабах всей страны. Итак, он запомнился мне православной фамилией, коммунистическими воззрениями, устремленным в светлое будущее бессмысленным взглядом серых глаз и татуировками на фалангах пальцев. Как вам такой портрет? Внушает? Татуировки-то я не сразу приметил, а только благодаря телеоператору Валерию Гавелю. Валера, наверное, лучший оператор, с которым я много и с удовольствием работал. Для него не существовало скучных съемок. Он умел найти изюминку во всем. Ну, казалось бы, что может быть скучнее, чем снимать заседание комитета областной Думы? Но Валера в видоискатель своей камеры разглядел на пальцах депутата «Витя». Текст сюжета родился в голове мгновенно. Для тех, кто до сих пор не понял, о ком речь, сообщаю открытым текстом - депутат Мурманской областной Думы первого созыва Виктор Ладан. Хотел было написать, что в Думе он представлял рабочий класс, но решил проверить так ли это. То, что я прочитал, потрясло меня до глубины души! Судя по биографии избранника в «Кольской энциклопедии», он из резчиков металла треста «Апатитстрой» прямиком угодил в кресло заместителя главного врача детской поликлиники города Апатиты. После окончания инженерно-экономического университета, понятное дело, прямой путь в доктора.
Однако что-то я сегодня расвспоминался. Пора заканчивать. Думе первого созыва можно даже посочувствовать. Она, как бедная родственница, всегда выступала на чужом поле. Депутатские кабинеты были там же, где и сейчас, на улице Перовской, а вот заседания проходили в здании областной администрации. Да, может быть, самое главное, чем запомнилась Мурманская областная Дума первого созыва, это то, что каждый из депутатов, выходя на трибуну, начинал выступление одними и теми же словами: «Это вопрос, конечно, политический!» Обсуждать при этом могли все что угодно. И областной бюджет, и состояние жилищного фонда, и закрытие общественных туалетов.
Продолжение следует.
Рисунок Алены Галишниковой
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. БАЛЛАДА О СТАРОМ ПОЛКОВНИКЕ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Их ответ Чемберлену
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Он сказал: «ПОЕХАЛИ!»
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ