Как выработать механизм, чтобы в стройиндустрии России все работало? В последнее время этим серьезным вопросом озабочено бизнес-сообщество строительной отрасли страны, так как с 1 июля российским законодательством внесены очередные изменения в деятельность строителей. При этом основные проблемы саморегулируемых организаций (СРО) остались пока нерешенными, а институт саморегулирования, внедренный два года назад, рискует уйти под контроль государства.
Строить надежно и дешево
Именно этого добивались профессионалы, объединяясь в СРО. Для изменения структуры издержек строительной отрасли требовалось избавиться от беспредела чиновников, коррупции и прийти к самостоятельному эффективному контролю. На практике эта плодотворная задумка превратилась в запутанный клубок противоречий, в котором строительный бизнес может потерять нить своих интересов. Из чего следует, что свободный рынок не может взять и появиться, так как по-прежнему государство регулирует все или, по крайней мере, большее. В таком случае нужны правила рыночной игры - простые и однозначные, а главное - одни для всех. Но в нашей стране правила постоянно меняются.
С 1 января 2010 года, когда согласно закону перестали действовать строительные лицензии, все работы по инженерному изысканию и архитектурному проектированию, строительству, капитальному ремонту и реконструкции были переведены в ведомство саморегулируемых организаций, объединивших в своих рядах профессионалов строительной индустрии. По новым правилам через СРО нужно было получать допуск к тем или иным видам работ. С другой стороны, членство в самой организации предусматривает немалый денежный вклад в компенсационный фонд, предусмотренный для чрезвычайных ситуаций, и страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. Своими вкладами все участники СРО отвечают друг за друга, а в целом профессиональное сообщество формирует единые правила и защищает собственные интересы, само себя регулирует и несет за это ответственность. Подобная практика принята во всем цивилизованном мире. Но только не в российских условиях. Как выясняется, из-за высоких взносов в компенсационные фонды в СРО не могут вступить предприятия малого и среднего бизнеса - теряется примерно до 2 миллионов рабочих мест. Кроме того, закон не конкретизировал условия страхования строителей, отчего страховщики развели самодеятельность разного рода, в том числе и нездорового. Проблемы решались по мере их поступления. Судя по июльским итогам Росстата, строить в стране надежно и дешево все-таки не получится.
С 1 июля сократили перечень строительных работ
Так законодательство пошло навстречу малым предприятиям. Судите сами. Есть два варианта для вступления в СРО: внести в компенсационный фонд миллион рублей (для строительных организаций) или 500 тысяч рублей (для проектировщиков и инженерных изыскателей) либо внести только 300 или 150 тысяч рублей соответственно и оформить страховой полис. Но есть и другой способ избежать больших затрат и не вступать в СРО, при этом оставаясь участником рынка.
Общественное объединение предпринимателей «Опора России» выступило с инициативой сократить вполовину существующий перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требующих допуска СРО. Надо заметить, что этот документ довольно долго и тщательно разрабатывался учеными и опытными специалистами, после чего был утвержден приказом министерства регионального развития от 9 декабря 2008 года. Вслед за «Опорой» за малый и средний бизнес вступилась и Федеральная антимонопольная служба России: мол, данный приказ ограничивает конкуренцию на строительном рынке, ущемляет интересы предпринимателей. И тогда Минрегион РФ заявил о своем намерении сократить перечень следующим приказом № 624 от 30 декабря 2009 года. В последней редакции список был урезан более чем в два раза - с 779 пунктов до 353. Исключено большинство субподрядных работ, таких как монтаж и наладка инженерных систем. Без допусков теперь можно выполнять некоторые кровельные работы, монтировать стены из блоков типа «сэндвич», а также сборные железобетонные и металлоконструкции.
Приказ вызвал волну критики со стороны строителей. Среди их высказываний прозвучали такие оценки: «дальнейший развал отрасли», «чиновники понятия не имеют о необходимости выполнения строительных работ квалифицированными специалистами», «это может сильно ударить по безопасности зданий, сооружений и других строительных объектов».
Несколько СРО обратились в Верховный суд РФ с заявлением о признании данного приказа недействующим, но ожидаемого результата это не принесло. Кстати, в судебной практике удовлетворенных исков по подобным делам не встречается.
Чтобы застройщики зря не ходили по инстанциям, Минрегион опубликовал разъяснение, в котором обозначил следующее: ранее выданные свидетельства о допуске являются бессрочными, действующими, несмотря на новую редакцию перечня работ. Но с 1 июля строителям рекомендуется переоформить их на вновь утвержденные документы единого образца. То есть допусками - старыми и новыми - можно пользоваться параллельно, пока не произойдет полной замены.
Следуя разъяснительным рекомендациям, СРО провели общие собрания и направили в Ростехнадзор уведомления о своей готовности к выдаче допусков по новому перечню и внесению изменений в допуски, выданные ранее. Далее по закону в течение 7 дней СРО должны получить ответ от Ростехнадзора о разрешении на выдачу допусков по новому перечню и занесении упоминания об этом в Единый реестр СРО. Но ответного движения не произошло, так как Ростехнадзор не успевает обрабатывать запросы, ведомство завалено кипами подобных документов. В результате изменения в правилах обернулись бумажной волокитой, тормозящей теперь деятельность СРО. Более того, нововведения обозначили пласт проблем в строительной отрасли и привели ее к общей неразберихе.
Кто выигрывает от поправок?
Кто вообще не вступал в СРО. Например, закон не обязывает саморегулируемую организацию вернуть бывшим ее членам вклад в компенсационный фонд. А значит, компании малого и среднего бизнеса оказались опять под ударом. Если мелкие компании не будут нуждаться в свидетельстве о допуске, они начнут выходить из состава СРО, и саморегулируемые организации рискуют остаться без нужного количества членов. Хотя по предварительным оценкам экспертов, из состава СРО выйдут не более 5% строительных организаций.
Много претензий и по поводу хождения «параллельных» допусков. Те, что были выданы согласно старому перечню, фактически являются нелегитимными, так как указанные в них виды работ сформулированы в иной редакции. Из-за этого могут возникнуть противоречия и другие негативные последствия в случае участия строительных организаций - членов СРО в конкурсах и тендерах по госзаказу. Заключение контракта, договора по итогам конкурсной процедуры с организацией, которая располагает допуском старого образца, может быть оспорено в суде.
Подлили масла в огонь
Свежие законодательные инициативы коснулись и Градостроительного кодекса РФ. На этот раз готовящиеся изменения угрожают всей идее саморегулирования: безграничные права по управлению отраслью и страховыми бюджетами строителей могут получить национальные объединения СРО. Строительное сообщество просто взорвалось откровенным возмущением. И было от чего.
Законопроект, принятый в первом чтении, предусматривает обязательность вступления всех СРО в одно из профильных (изыскатели, проектировщики, строители) Национальных объединений. Взнос в компенсационный фонд составляет не менее 500 тысяч рублей в год. Отказ от вступления повлечет исключение СРО из государственного реестра со всеми юридическими последствиями, а финансовые вложения не будут возвращены. Также Национальные объединения вправе направлять в надзорный федеральный орган предложения об исключении СРО из реестра. Если ведомство предложение не одобрило, то Национальное объединение все равно вправе требовать исключения СРО из государственного реестра, но уже в судебном порядке. А ведь начиналось все с того, что саморегулируемым организациям нужно было найти эффективный способ самоконтроля...
1 июля комитет по строительству и земельным отношениям Госдумы рассмотрел проект федерального закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ во втором чтении. В редакции законопроекта к этому времени были сделаны принципиальные изменения по рекомендации президента страны Дмитрия Медведева. В частности, не ранее чем через полгода вступят в силу изменения, касающиеся нового перечня строительных работ; Всероссийский съезд будет выбирать президента Национального объединения СРО, чей срок полномочий ограничивается двумя годами вместо четырех и так далее. Принятие проекта федерального закона во втором чтении запланировано на первую половину июля.
О том, как обстоят дела в саморегулируемой организации «Жилищно-строительное объединение Мурмана» и что думают наши строители по поводу июльских изменений в законодательстве, мы расскажем в ближайшем выпуске газеты.
Ольга ФЕОФАНОВА.
(«Полярная правда»).