Перечень памятных дат России пополнился новой: 28 июля - День крещения Руси. Федеральный закон закрепил в качестве памятной даты важное историческое событие, оказавшее значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России.
В июне этого года президент Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России». Перечень памятных дат России пополнился новой: 28 июля - День крещения Руси. Как указано в документе, закон направлен на юридическое закрепление в качестве памятной даты важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности.
В православном церковном календаре 28 июля (по старому стилю 15 июля) - День памяти Святого равноапостольного Великого князя Владимира - крестителя Руси. Как показывает практика, современная светская Россия все более сближается с православием. Государственные деятели, не говоря уж о чиновниках среднего звена и простых людях, все чаще посещают храм, и не факт, что они - искренне верующие. А священнослужители православной церкви в свою очередь становятся едва ли не завсегдатаями массовых и зрелищных мероприятий. И вот сегодня День крещения Руси становится государственным праздником. Что думает по этому поводу православная церковь? На этот и другие вопросы по данной теме отвечает иеромонах Свято-Никольского кафедрального собора Мурманска отец Тарасий.
- Праздник неслучайно признан государственным, потому что говорить о Руси без факта ее крещения невозможно. А крещение Руси - это установленный исторический факт, - говорит отец Тарасий. - Русь приобрела черты единого устойчивого государственного образования только после принятия крещения. В этом сомнений нет ни у кого - ни у историков, ни у политиков, ни у деятелей православной церкви. Российская культура, литература, история стали появляться и утверждаться в качестве национального достояния только после принятия крещения. Первым русским летописцем был Нестор - реальная историческая фигура, которую мы все почитаем, как православного святого. Все в стране было пронизано православным духом. Церковь никогда не скрывала, что князь Владимир до крещения был совершенно другим человеком - воин, многоженец, сын своего времени. И так жили многие язычники. Но мы знаем, что в это время в Киеве была христианская община и церковь в честь пророка божия Илии. Известны имена первых мучеников за веру - это два христианина-варяга - Федор и его сын Иоанн. Мы знаем, что при Владимире-язычнике в Киеве были убиты два христианина-варяга - Федор и его сын Иоанн. А Владимир пришел к православной вере во многом благодаря своей бабке - княгине Ольге. Это был длительный и нелегкий процесс, но по его окончании князь Владимир изменился поразительно, даже отменил на некоторое время смертную казнь.
- И все-таки, когда князь Владимир решился крестить Русь, это был порыв или он исходил с точки зрения государственности - объединения разрозненных княжеств?
- Мы не можем отделять личность от государственности. Говорить о том, что это был холодный государственный расчет, иначе бы не произошло такого изменения личности. Ведь выбор веры не случаен. Человек, когда крестится, проходит оглашение - узнает о вере. Так же и князь Владимир. И к его личному сердечному порыву присовокупилось осознание необходимости. При крещении он уже был муж, достаточно зрелый, опытный правитель. Ранее Владимир хотел провести языческую реформу - ввести единобожие, единого языческого бога. Но его реформа провалилась по одной простой причине: идолопоклонство не дает вечной перспективы. Там нет действия Божьей благодати. И если в язычестве боги воспринимаются как сила, то в христианстве Господь - это личность. Когда Бог избирает какой-то народ, то делает это, с точки зрения православия, Сам. В Ветхом Завете написано: иудеи - богоизбранный народ, но он богоизбран не потому, что идеален, а для сохранения веры в единого Бога. Наоборот, если мы откроем святое писание, то увидим, как Бог воспитывает этот народ.
- Русский народ тоже богоизбран?
- Да. Он избран для решения задачи сохранения традиций. Это мы можем пояснить на примере своей истории. Ведь сколько раз на протяжении веков Русь могли стереть с лица Земли? Татаро-монгольское иго, нашествие поляков в 1612 году, взятие Москвы Наполеоном, в Великую Отечественную войну фашисты стояли у ворот Кремля. И Сталин в ту нелегкую пору, в 1941 году обращается к народу: братья и сестры. Это традиционное обращение священнослужителей к своей пастве, православных - друг к другу. А становление в ту пору орденов Александра Невского и Федора Ушакова - великих полководцев, канонизированных православной церковью? Все эти моменты говорят о том, что крещение Руси - это промысл Божий, и его надо хранить.
- Но русский народ поначалу сложно воспринимал христианство.
- Безусловно, рудименты язычества оставались, но говорить о том, что православие было насаждено насильно, нельзя. Само по себе устройство того общества было более демократично, чем наше, современное. Князь Святослав отказался принять православную веру, сказал, что дружина за ним не пойдет. А за Владимиром пошла. Христианство упало не на сырую почву. Был период, который называют Фотиевым крещением (Фотий - патриарх Константинопольский. - Авт.). Контакты-то между странами развивались. И академик Дмитрий Сергеевич Лихачев пишет, что русский народ не был замкнут в национализме. Это тот народ, который понимал и воспринимал другие культуры. На Руси не было оголтелого шовинизма, национализма - это тоже момент нашей особенности.
- После 1917 года и по сей день православная церковь отделена от государства. Почему, с точки зрения православия, День крещения Руси сегодня признан государственным праздником? Не является ли это провозвестником возврата к прежним отношениям церкви и государства?
- Нет, просто пришло осознание того, что государство связано с обществом. Это признание того, что наша государственность выросла из купели крещения. Предпосылок возврата к прошлому нет, и церковь на этом не настаивает. Такой вывод можно сделать и из выступлений наших патриархов - покойного Алексия II и действующего Кирилла. Они говорят о симфонии, взаимодействии с государством. Но ни о каком слиянии не может вестись и речи, потому что это пагубно скажется на церкви. Одно дело - взаимодействие, другое - когда церковь хочет самостоятельно определять какие-то решения власти и наоборот. Вы ведь знаете, что после отмены патриаршества Петром Первым оберпрокурорами Святейшего Синода очень часто становились просто неверующие люди, и именно они во многом определяли жизнь церкви. Оберпрокуроры, очень часто - неверующие люди, вершили политику в православной церкви. Это повториться не должно. Отношения, которые складываются сейчас между церковью и государственными органами - Министерством образования, военными структурами, управлением федеральной службы исполнения наказаний, другими - не должны пугать общество.
- Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл активно участвует в светских мероприятиях, а президент и премьер страны - в церковных. Вы считаете, это правильная позиция?
- Контактируя со светской властью, он таким образом осуществляет заботу о церкви, которая всегда жила интересами народа и не замыкалась в своих границах. Очень часто светская власть и сама приглашает патриарха для проповеди нравственности, решения имущественных вопросов, связанных с наследием, возведением храмов и т. д. Служители церкви ведь не в вакууме живут, а подпадают под законы государства. Например, мы не можем построить храм, где захотим. Эти вопросы решаются во взаимодействии с государственными органами.
- От людей, посещающих православные храмы, можно услышать такие слова: я православный, но не верующий. Вам не кажется, что в церковь нередко заходят, чтобы отдать дань своеобразной моде? В равной степени это относится и к управленцам высшего звена.
- Понять до конца сердце человека невозможно. Кто бы ни пришел в храм, мы считаем, что его привел Господь. Если у человека есть потребность войти в церковь, она имеет право на свое выражение. Да, есть много людей крещеных, но не верующих, но ведь задача церкви и состоит в том, чтобы помочь человеку прийти к Богу. Очень часто люди воспринимают под церковью какую-то внешнюю форму. Но святые, умершие в крещении, - это тоже церковь, куда насильно мы никого не вгоняем. Нередко к нам приходят те, кого приводит беда, и, кроме Бога, им никто не поможет. Но мы не можем подходить к человеку по формальным признакам: если человек говорит, что он - православный и ассоциирует себя с православием, то это для нас - индикатор веры.
- Как православная церковь будет отмечать праздник крещения Руси?
- Как и всегда. Для православной церкви День Святого равноапостольного Великого князя Владимира не является новым праздником. Главное событие - это служение божественной литургии. Если светская власть пригласит на какие-то мероприятия, мы будем в них участвовать. Опять же любой праздник должен пройти осознание. Этот праздник установлен, но еще не осознан обществом.
- Патриарх Кирилл уделяет большое внимание общению не только с верующей, но и светской молодежью. На примере Мурманской области - юноши и девушки приходят к осознанию православной веры, идут в храм?
- Да, они к нам приходят, потому что у современной молодежи большие проблемы. После войны тоже молодым было тяжело, но тогда не было такого потока грязи, как сейчас. Сегодня через телевидение, другие средства массовой информации пытаются зло выдавать за добро, идет нарушение нравственных принципов, и молодежь в этом активно участвует. Ее пытаются завлечь и в политических целях. Сегодня молодым парам трудно создать семью. Если раньше люди чувствовали какую-то гарантию государства, то сегодня с этим сложно, да еще при том потоке нравственного дезориентирования у ребят просто опускаются руки. Молодежь приходит в православный храм из разных социальных слоев. У людей относительно благополучных тоже есть проблемы. Молодой человек ищет смысл жизни, спрашивает себя: ради чего я живу? Этот момент для молодости очень характерен. Если человек задумывается над этим, то рано или поздно он приходит к вопросу: есть Бог или нет? В поисках ответа он идет в храм для общения с Богом, креститься, венчаться.
Человек создан по образу и подобию Божьему, он - единственное разумное, словесное существо на Земле, перед ним открыта огромная личная жизненная перспектива.
- Спасибо за беседу, батюшка. И с наступающим праздником!
- И я всех поздравляю с этим великим праздником.
Лана КАЦ.
(«Полярная правда», № 26).