С момента введения антироссийских санкций в 2014 году перед топливно-энергетическим комплексом России встал вопрос об импортозамещении, а в дальнейшем и экспансии на внешние рынки. По данным Минэнерго России, доля импорта за 2015-2017 годы по катализаторам нефтепереработки снизилась с 62,5 до 37%, по катализаторам нефтехимии - с 64,3 до 26,5%.
В «Роснефти» рассказывают, что независимость российского ТЭК является одним из главных приоритетов компании. Так, по словам вице-президента «Роснефти» Александра Романова, речь идет об энергобезопасности страны.
«Если зависимость не будет преодолена, в случае перебоев с поставками встанет не просто каждый завод в России, встанет каждый автомобиль», - подчеркнул Романов в беседе с PБK dаily.
Еще несколько лет назад российская индустрия была практически на 100% зависима от импортных катализаторов. Сейчас этот показатель снижается. «Роснефть» переходит на отечественные продукты, в том числе собственного производства, сделанные на Ангарском и Новокуйбышевском заводах.
На установках риформинга бензина уже используется более 60% собственных катализаторов. Кроме того, идет замена катализаторов парового риформинга для производства водорода.
«Более 70% водорода вырабатывается нами на собственных катализаторах», - отметил Романов. Он подчеркнул, что эти же катализаторы эксплуатируются российскими предприятиями других нефтяных компаний.
Гендиректор компании «Инфотэк Терминал» Рустам Танкаев в беседе с ВFМ подчеркнул, что российская нефтяная отрасль не только получила иммунитет к санкциям, но и совершила технологический рывок.
«Если своих катализаторов нет, то мы очень уязвимы, - говорит Танкаев. - Благодаря усилиям «Роснефти», эта проблема была решена. Помимо того, что мы стали неуязвимыми для санкций в этой области, мы перешли на новый уровень производства нефтепродуктов».
Танкаев напомнил, что год назад начался выпуск бензина марки евро-6, и Россия стала одним из стран-лидеров по его производству.
«Этот уровень самый высокий по экологии сейчас в мире, и этот уровень в Европе только декларирован, его не производят вообще, - рассказывает Токаев. - У нас же стали производить - сначала на «Башнефтехимзаводах» в Уфе, там же и тестировалась продажа этого бензина в розницу. А после того, как пилотный проект был успешно завершен, началось производство Евро-6 на Саратовском НПЗ, в этом году запустили производство бензина евро-6 на Рязанском нефтеперерабатывающем заводе «Роснефти».
На успехи уфимских предприятий указывает и Александр Романов.
«Не так давно мы провели на Уфимской группе НПЗ промышленные испытания катализатора гидроочистки дизельного топлива собственного производства. Это уникальный продукт, наша корпоративная инновация - единственный отечественный катализатор, который работает как на тяжелом, так и на легком сырье и обеспечивает на выходе дизельное топливо класса Евро-5», - рассказал вице-президент «Роснефти».
По активности этот катализатор превосходит ранее использовавшиеся на предприятиях компании зарубежные аналоги, добавил Романов. Стартовая температура эксплуатации ниже, это дает возможность увеличить межрегенерационный цикл эксплуатации катализатора - один из главных показателей его эффективности. «Поэтому мы уверены, что у нашего продукта хорошие коммерческие перспективы», - сказал он.
«Роснефть» полностью откажется от импорта этого вида катализаторов с января 2020 года. Кроме того, компания планирует выйти на российский и зарубежные рынки с конкурентным предложением катализаторов гидроочистки дизельных видов топлива.
«Мы лидеры и, по сути, единственные в стране, кто выпускает платиносодержащие катализаторы риформинга. Мы единственные в России, кто выпускает катализаторы для производства водорода, а теперь и гидроочистки дизельного топлива», - подчеркнул вице-президент компании и напомнил, что риформинг и изомеризация - самые дорогие катализаторы, на которые приходится порядка 40% всех процессов переработки.
Романов заметил, что в среднесрочной перспективе «Роснефть» собирается освоить производство катализаторов изомеризации, гидроочистки и гидрокрекинга вакуумного газойля. Стратегическая цель компании заключается в решении вопроса обеспечения 100% потребностей НПЗ «Роснефти» в данных катализаторах в течение 1-1,5 года.
Они должны быть конкурентоспособными по качеству и цене. После этого продукция компании будет выведена на рынок.
При этом вице-президент отмечает, что тем самым Россия обеспечивает себе уверенный рост экспорта на годы вперед.
«Спрос на топливо постоянно увеличивается, поэтому и производство катализаторов для нефтеперерабатывающей промышленности будет продолжать расти опережающими темпами, - подытоживает Романов. - К 2022 году объем мирового рынка составит, по разным оценкам, от $7,5 млрд до $8 млрд. Это плюс 10-15% к текущему уровню. Самый быстрорастущий спрос на катализаторы сформировался в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки. Эта география сохранится в ближайшие годы».
Фото: Nord-News
Сейчас читают также: Два мурманских самолета ушли на запасной аэродром в Архангельск