Новости / Экономика

Банк «Открытие»: переход РЖД к новым тарифам может еще сильнее повысить инфляцию

Александр Полыгалов, управляющий директор сектора транспорта аналитического управления «Открытие Research».

В середине сентября руководство РЖД вновь подняло тему пересмотра принципов индексации инфраструктурно-локомотивной составляющей стоимости железнодорожных перевозок (тарифа РЖД). Сейчас по поручению президента России Владимира Путина вопрос отправлен на проработку в правительство.

РЖД предлагает индексировать такой тариф в соответствии с «индексом ценового давления РЖД» (ИЦД). Этот индекс рассчитывается на основе изменения цен на потребляемые РЖД материалы и услуги. Иными словами, РЖД хочет, чтобы доходы компании менялись синхронно с изменением ее расходов.

Нынешний принцип базовой индексации тарифа РЖД действует с 2019 года и заключается в ее привязке к потребительской инфляции. Базовая индексация тарифа сейчас - среднее значение ИПЦ за четыре года минус 0,1%. По этому принципу индексация базового тарифа РЖД в 2019 году составила 3,56%, в 2020 году - 3,5%, в 2021 году - 3,7%. Для сравнения, до этого индексация была гораздо больше: в 2015 году она составляла 10%, в 2016 году - 9%.

Безусловно, в предлагаемой привязке тарифа РЖД к ИЦД есть объективная составляющая. Сложно назвать правильной ситуацию, когда государственная компания вкладывает средства в развитие инфраструктуры, а ее основными результатами пользуются частные компании-экспортеры. В первую очередь, это угольные компании, у которых экспортная выручка растет, а тарифы на перевозку угля, по мнению РЖД, не покрывают полностью его затрат на эту перевозку. Однако здесь возникает коллизия. С одной стороны, РЖД как естественная монополия обязана предоставлять равный доступ к инфраструктуре всем грузоотправителям и не может разделять их на группы исходя из величины их экспортных доходов. С другой стороны, очевидно, что грузоотправители не равны между собой: одни получают сверхдоходы при благоприятной конъюнктуре, а другие нет. Однако проблема в том, что предложение РЖД о переходе к ИЦД не сглаживает указанное различие между грузоотправителями, а просто перекладывает на них рост цен на сырьевых рынках и рост расходов РЖД.

При этом в предложении РЖД содержится целый ряд рисков для российской экономики. Во-первых, оно предполагает, что изменения ИЦД будут оцениваться за два последних года, а не за четыре, как сейчас. В итоге нарушится принцип долгосрочности, и динамика тарифа станет менее предсказуемой. Во-вторых, индекс потребительских цен - величина прозрачная, тогда как ИЦД должен быть привязан к структуре расходов РЖД. А в них многое скрыто под грифом коммерческой тайны, в частности, структура коммерческих, административных и управленческих расходов. В-третьих, рост тарифа РЖД пропорционально ИЦД неизбежно отразится на стоимости массовых грузов на внутреннем рынке: еще сильнее подорожают уголь, нефтеналивные грузы, строительные материалы, черные металлы, зерно. Может возникнуть инфляционная спираль, когда в ответ на рост тарифа РЖД растут цены на сырьевые товары на внутреннем рынке. Это по цепочке дополнительно увеличит индекс ценового давления, что, в свою очередь, приведет к очередному росту тарифа РЖД.

Таким образом, переход к ИЦД может спровоцировать дополнительный рост инфляции для экономики и конечных потребителей - этот внешний эффект станет платой за более комфортные условия бизнеса для РЖД. Любые изменения тарифов естественных монополий должны учитывать подобные внешние эффекты. Кроме того, такие изменения должны быть полезны для всех: и для перевозчика, и для грузоотправителей, и для конечных потребителей. Проинфляционные предложения - точно не лучший способ индексировать тарифы на железнодорожные перевозки.

Фото: Nord-News

Сейчас также читают: В Мурмашах пропала женщина со шрамом на лбу

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:00Житель Мурманской области перевел злоумышленникам 1,8 млн рублей

18:14Бывший замглавы Кандалакши сдал координаты аэродрома под Оленегорском и сядет за госизмену

17:11«Слава Родине!»: в Мончегорске восстановили историческую вывеску

16:43Синоптик-эксперт из Москвы дал прогноз для северян на вторую половину июля

16:16Мурманский порт вложил в ремонт своих железнодорожных путей 75 млн

15:57Мурманчане в ярости: на замороженной стройке Погрануправления ФСБ поселились бродячие псы

15:10Жители Мурмашей просят Александра Бастрыкина наказать подростков-извергов, выбросивших 13-летнего мальчика в окно

14:58Экс-глава Терского района Геннадий Попов «утратил доверие»

14:44Дальнобойщик из Твери сбил столб в Апатитах и попытался дать взятку сотруднику ДПС

14:00КОЛОНКА РЕАКЦИИ. Новый контракт, новый срок, а перекрёсток всё тот же

13:57Самый северный веломарафон в мире «Муста-Тунтури» откроется в Мурманской области

13:21Решение суда: капитан «Бойца» заплатит штраф в 100 тысяч рублей за перевернутое судно

03:17Предки были умнее: применяли секретную технологию при стройке дома — не мерзли даже в лютые морозы

03:14Спелость крыжовника определяю «на глазок»: никогда не ошибаюсь — на что обратить внимание

02:14Месяц невероятного счастья: Ангелы-хранители бросят весь мир к ногам некоторых людей — кому повезет после 19 июля 2025 года

01:14Полезные пельмени: без урона для организма — советы доктора Мясникова и шеф-повара

01:14Что не так с дефлекторами: почему от них отказываются водители — справедливы ли их опасения

00:15Любовь наполнит жизнь светом и теплом: 2 знака Зодиака будут невероятно счастливы — перемены начнутся после 19 июля 2025 года

Все новости