Новости / Экономика

Банк «Открытие»: переход РЖД к новым тарифам может еще сильнее повысить инфляцию

Александр Полыгалов, управляющий директор сектора транспорта аналитического управления «Открытие Research».

В середине сентября руководство РЖД вновь подняло тему пересмотра принципов индексации инфраструктурно-локомотивной составляющей стоимости железнодорожных перевозок (тарифа РЖД). Сейчас по поручению президента России Владимира Путина вопрос отправлен на проработку в правительство.

РЖД предлагает индексировать такой тариф в соответствии с «индексом ценового давления РЖД» (ИЦД). Этот индекс рассчитывается на основе изменения цен на потребляемые РЖД материалы и услуги. Иными словами, РЖД хочет, чтобы доходы компании менялись синхронно с изменением ее расходов.

Нынешний принцип базовой индексации тарифа РЖД действует с 2019 года и заключается в ее привязке к потребительской инфляции. Базовая индексация тарифа сейчас - среднее значение ИПЦ за четыре года минус 0,1%. По этому принципу индексация базового тарифа РЖД в 2019 году составила 3,56%, в 2020 году - 3,5%, в 2021 году - 3,7%. Для сравнения, до этого индексация была гораздо больше: в 2015 году она составляла 10%, в 2016 году - 9%.

Безусловно, в предлагаемой привязке тарифа РЖД к ИЦД есть объективная составляющая. Сложно назвать правильной ситуацию, когда государственная компания вкладывает средства в развитие инфраструктуры, а ее основными результатами пользуются частные компании-экспортеры. В первую очередь, это угольные компании, у которых экспортная выручка растет, а тарифы на перевозку угля, по мнению РЖД, не покрывают полностью его затрат на эту перевозку. Однако здесь возникает коллизия. С одной стороны, РЖД как естественная монополия обязана предоставлять равный доступ к инфраструктуре всем грузоотправителям и не может разделять их на группы исходя из величины их экспортных доходов. С другой стороны, очевидно, что грузоотправители не равны между собой: одни получают сверхдоходы при благоприятной конъюнктуре, а другие нет. Однако проблема в том, что предложение РЖД о переходе к ИЦД не сглаживает указанное различие между грузоотправителями, а просто перекладывает на них рост цен на сырьевых рынках и рост расходов РЖД.

При этом в предложении РЖД содержится целый ряд рисков для российской экономики. Во-первых, оно предполагает, что изменения ИЦД будут оцениваться за два последних года, а не за четыре, как сейчас. В итоге нарушится принцип долгосрочности, и динамика тарифа станет менее предсказуемой. Во-вторых, индекс потребительских цен - величина прозрачная, тогда как ИЦД должен быть привязан к структуре расходов РЖД. А в них многое скрыто под грифом коммерческой тайны, в частности, структура коммерческих, административных и управленческих расходов. В-третьих, рост тарифа РЖД пропорционально ИЦД неизбежно отразится на стоимости массовых грузов на внутреннем рынке: еще сильнее подорожают уголь, нефтеналивные грузы, строительные материалы, черные металлы, зерно. Может возникнуть инфляционная спираль, когда в ответ на рост тарифа РЖД растут цены на сырьевые товары на внутреннем рынке. Это по цепочке дополнительно увеличит индекс ценового давления, что, в свою очередь, приведет к очередному росту тарифа РЖД.

Таким образом, переход к ИЦД может спровоцировать дополнительный рост инфляции для экономики и конечных потребителей - этот внешний эффект станет платой за более комфортные условия бизнеса для РЖД. Любые изменения тарифов естественных монополий должны учитывать подобные внешние эффекты. Кроме того, такие изменения должны быть полезны для всех: и для перевозчика, и для грузоотправителей, и для конечных потребителей. Проинфляционные предложения - точно не лучший способ индексировать тарифы на железнодорожные перевозки.

Фото: Nord-News

Сейчас также читают: В Мурмашах пропала женщина со шрамом на лбу

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

14:50Спрос на Таиланд не падает: несмотря на военный конфликт, мурманчане едут на отдых к теплому морю

14:37В центре Мончегорска создают снежный символ Нового года

14:13Федеральный подрядчик хочет построить бассейн в Росляково чужими руками. Но найти эти руки не может

14:11В Териберке авария — сельчане остались без тепла

14:05Не без бесполезных дебатов — Мурманская областная дума приняла бюджет на 2026 год

14:00Улыбнитесь, сейчас вылетит птичка — мурманские росгвардейцы учились противодействовать атаке дронов

13:42Жители Мурманска планируют потратить на покупки к зимнему сезону в среднем 18 300 рублей

13:30Партнерство в действии: Мурманская область поставляет в Челябинск рыбу, а получает транспорт и оборудование

12:40Дорогая рыбалка: жители Мурманской области за незаконный вылов семги заплатят 450 тысяч рублей

12:23Детей в Мурманске зовут на квест по русским сказкам

12:15Память, труд и долг: Ковдорский ГОК почтил Героев Отечества

12:03И ведь кино никто бесплатно не покажет — о авиасообщении в Мурманской области

14:30Большинство россиян не собираются покупать жилье в 2026 году: планы отложат на будущее — что происходи на рынке недвижимости

14:03Спасут мозг от старения и печень от жира: 6 полезных продуктов — без горы аптечных таблеток и строгих диет

13:54Заруба элитных клубов в Лиге чемпионов: «Реал» и «Манчестер Сити» сыграют в девятый раз за 4 года

13:50Кошки злятся и обижаются: некоторые поступки они не простят никогда — что могут делать в знак протеста

13:33У тех, кто рискнёт, есть только 8 секунд: надо найти ошибку на картинке — загадка для людей с IQ больше 160

13:07Что делать, если в детсаду малыши друг друга оскорбляют — роль родителей и воспитателей: нужна коррекция поведения

Все новости