Об этом на сегодняшнем брифинге заявил Алексей Савин, вице-губернатор Мурманской области, курирующий вопросы энергетики и ЖКХ.
«Единая платежная система с начала 2010 года будет действовать в тестовом режиме, - пояснил Алексей Георгиевич. - Например, сейчас жители Мурманска получают несколько платежных документов за услуги ЖКХ: за коммунальные услуги и водоснабжение, электроснабжение и третья - за газ. Перечисленные ими деньги поступают на счета управляющих компаний или МРИВЦ, и уже там перераспределяются. С 1-го января жители станут получать одну платежку, и перечисленные ими деньги в режиме реального времени будут направляться получателю. По этой схеме полностью исключается возможность отвлечения денежных средств на иные цели. Это важный тактический ход, который применяет правительство Мурманской области, предусмотренный в первую очередь для ресурсоснабжающих организаций».
Алексей Савин напомнил, почему у Мурманского региона сохраняется та или иная задолженность за поставленное сюда топливо из года в год. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) ежегодно устанавливает для региона максимально возможный уровень роста тарифов на тепло. В 2008 году он составлял 21,3 процента, нынче - 14 процентов. Исходя из этой планки, управление по тарифному регулированию рассчитывает для теплоснабжающих организаций области стоимость 1 тонны горючего. На бирже сейчас просят 8-11 тысяч рублей за тонну топочного мазута, а тариф ограничен 5 тысячами рублей. Мурманской области для отопления ежегодно требуется не менее 1 миллиона 300 тысяч 400 тонн мазута в год. То есть, не менее 3 тысяч рублей с тонны составляет чистый убыток.
«Эти деньги нельзя предъявлять в счетах, но надо отдавать поставщикам, - пояснил Алексей Савин. - В результате у нас по области на начало текущего года образовался долг в 5 миллиардов рублей. Данная сумма - разница между ценой приобретенного топлива и реальными расчетами за тепло населения. Это вопрос выравнивания межбюджетных отношений с федеральным центром. Каждый год «под ёлочку» мы получаем из Москвы определенные средства для покрытия этого долга и рассчитываемся по нему. А после 1 января начинаем опять наращивать долг по той же схеме. По сути, в России остаются 2 мазутозависимых региона - Камчатка и Мурманская область. В Камчатку через 2 года по трубе придет газ, останется один Мурманск - «самый южный регион на побережье Северного Ледовитого океана», который продолжает быть негазифицированным. Да, мы работаем для того, чтобы от этой зависимости уйти. В перспективе - Штокман, есть схема газификации области. Но в ближайшее время выскочить из мазутно-угольной удавки не удастся. Эта проблема носит системный характер».
Власти Мурманской области и других регионов, активно работающих с мазутом, сошлись во мнении: нельзя нормально работать и планировать на перспективу, когда каждый месяц цена мазута меняется в зависимости от мировой конъюнктуры. Надо договариваться с поставщиками о единой цене за топливо в течение года. Тогда будет легче за него расплачиваться и населению. Сегодня в среднем по муниципалитетам Мурманской области население расплачивается за потребленное тепло в размере
85-90 процентов. Но управляющие компания, принимая от населения деньги, распоряжается ими по своему усмотрению.
«Деньги не доходят до теплоснабжающих организаций, и регион получает механизм наращивания долгов, поэтому с 1-го января мы запускаем единый платежный документ для населения, - пояснил Алексей Савин. - А созданная в регионе СРО (саморегулируемая организация) в области ЖКХ определит стандарты жилищно-коммунальных услуг, которые обязаны будут соблюдать управляющие компании. Свобода выбора - за жильцами. Эту работу мы планируем закончить в ближайшие недели. Ну и, наконец, немаловажную роль продолжает играть работа с неплательщиками. Всегда есть маргинальные группы населения, с которыми надо работать. Мы хотим предложить Мурманской областной думе выступить с законодательной инициативой. Это же не нормально, когда человек может 1 раз в полгода заплатить 10 процентов от общей суммы долга за услуги ЖКХ, и его не имеют права выселить из занимаемого жилья. Надо менять федеральное законодательство. А также, по опыту в других регионах, необходимо завести резервный жилфонд для отселения туда неплательщиков, а высвобождаемое таким образом жилье предоставлять более ответственным гражданам».