Сегодня губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко посетил два судоремонтных завода, входящих в состав Объединенной судостроительной корпорации: ФГУП МО «82 СРЗ» в поселке Росляково и «35 СРЗ» ОАО «ЦС «Звездочка» в Мурманске.
Дмитрий Владимирович ознакомился с возможностями перепрофилирования обоих СРЗ под гражданские заказы с использованием при работе новейших технологий. А также осмотрел площадки, на одной из которых планируется установить уникальный, первый в России кран, грузоподъемностью в 20 тысяч тонн, предназначенный для монтажа верхних строений буровых платформ.
«На прошлой неделе к нам приезжал президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Роман Троценко, с ним состоялся серьезный разговор о необходимости перепрофилирования 82-го и 35-го судоремонтных заводов, - пояснил Дмитрий Дмитриенко. - Одними военными заказами сегодня невозможно обеспечить в полном объеме эксплуатацию СРЗ и занятость работников. Сейчас мы рассматриваем предложения, поступившие от ОСК. В частности - об установке уникального 20-тысячного крана на территории 35 завода для монтажа верхних строений буровых платформ, которые будут в дальнейшем буксироваться и устанавливаться на шельфе Баренцева и Карского морей. Есть несколько вариантов установки такого крана: на 35-м СРЗ, в сухих доках, либо на 24-м причале этого же завода. Либо - на 82-м заводе в Росляково, который в ближайшее время будет переоснащаться. На его базе планируется создать центр высокотехнологичного ремонта судов: тех, которые станут работать в Арктике, действующих судов «Норильского никеля», атомных ледоколов, судов-снабженцев. Все они оборудованы новейшими энергетическими установками, приводами, поворотными колонками. Но технологии, которые применяются сегодня на росляковском заводе, не позволяют проводить высокотехнологичный ремонт. Зато там есть уникальная доковая составляющая, квалифицированный персонал и базовое оборудование, что позволяет организовать здесь современное производство. Предприятие нового типа поможет пополнить бюджет Североморска и Росляково, а также - организовать дополнительные рабочие места».
Глава региона подчеркнул, что все гражданские планы будут согласовываться с командованием Северного флота и ВМФ, от ремонта своих кораблей военные не отказываются. Перепрофилирование СРЗ займет сравнительно немного времени. А финансовый вопрос находится в ведении Объединенной судостроительной корпорации, которая при осуществлении намеченного плана, помимо собственных средств, планирует использовать деньги из федерального бюджета.
«Установка крана-двадцатитысячника является составной частью нашего совместного проекта с Выборгским судостроительным заводом, - рассказывает Анатолий Кольнер, директор филиала «35 СРЗ» ОАО «ЦС «Звездочка». - Это проект по созданию комплекса сборки буровых платформ, где будет участвовать мощный 20-тысячный кран. Окончательное местоположение данного комплекса будет определено после детального рассмотрения предложений, что дадут проектировщики, и утверждения окончательного решения Объединенной судостроительной корпорацией. Первую платформу мы должны выпустить в мае-июне следующего года. Предстоит операция сборки и испытания платформы по морской разведке Штокмана. В ней планируется задействовать 500 человек от Выборгского завода и столько же - от зарубежных, в основном - норвежских, компаний. Прежде чем организовать участие в этом проекте своих работников, им необходимо будет пройти соответствующее обучение».
Анатолий Кольнер пояснил, что аналогичный кран-двадцатитысячник, который скоро будет работать в Мурманске, уже есть в Финляндии - на заводе, где строят разведывательные буровые установки. Такие же мощные краны использует и новая Шанхайская верфь, где используются современные технологии судосборки. Это когда на уже построенное корабельное основание ставятся платформа и рубка, причем делается это очень быстро, в результате чего строительство судов ускоряется едва ли не в разы.
На территории 35-го СРЗ губернатора Дмитрия Дмитриенко встретил Александр Марков, командир АПКРСН «Екатеринбург». Подводный крейсер, которым он командует, проходит на 35-м СРЗ осмотр после планового рейса.
«В этом году у нас получилось 146 судосуток службы, - рассказывает командир подлодки. - Три раза заходили в приполюсные районы - белые медведи уже бегают там послушные, как собаки».
Александр Марков вручил губернатору символический значок «За дальний поход», сувенир и альбом на память с фотографиями своего экипажа с мест службы и отдыха. Дмитрий Дмитриенко попросил у командира «Екатеринбурга» еще один такой же альбом, чтобы подарить его 23 декабря, на заседании Госсовета, новому губернатору Свердловской области Александру Мишарину. Почему именно ему - объяснять не надо. Екатеринбург шефствует над подлодкой с одноименным названием, где служат и уральские призывники.