Под Санкт-Петербургом завершается строительство уникального исследовательского комплекса - высокопоточного исследовательского реактора ПИК. На сегодня намечена его государственная приемка.
Как пишут «Вести», официальная сдача день в день совпадет с другой не менее знаменательной датой - 50-летием запуска первого реактора на территории института. А сам институт с того момента обретет статус поистине уникального научного центра, не имеющего аналога во всем мире.
Хотя реактор в Гатчине и называют свой реактор «нашим ответом на адронный коллайдер», это принципиально разные научно-исследовательские комплексы. Коллайдер - это ускоритель заряженных частиц, в котором изучаются результаты их столкновений. А в российском реакторе ничего сталкивать не будут. ПИК станет источником нейтронов постоянного действия, а энергия этих частиц даст возможность изучать структуру вещества и происходящие в нем процессы.
Доктор физико-математических наук, профессор Анатолий Серебров поясняет: «Это будет событие исключительно важное, показывающее, что существуют суперчастицы, и что есть новая физика. В зависимости от того, что на коллайдере найдут, это событие будет сравнимо с тем, что сейчас делают на коллайдере».
Кстати, в Гатчине уже не первый год научные комплексы эксплуатируют самым нетривиальным образом. Так, здесь в нейтронных потоках получают редчайшей красоты и расцветки топазы. А в медицинской практике возможности изотопов и вовсе безграничны: за последние тридцать лет здесь спасли жизнь сотням пациентов. И все это отнюдь не предел. Главный инженер синхрофазотрона Петербургского института ядерной физики РАН Евгений Иванов уточняет: «Не считая офтальмологических и поверхностных онкологических заболеваний, таких, как рак кожи, можно будет лечить практически все онкологические заболевания, которые существуют, в том числе заболевания внутренних органов».
Наша справка:
Решение о строительстве установки было принято еще в 1975 году, но после аварии на Чернобыльской АЭС проект пришлось остановить, затем помешали финансовые трудности. Сейчас же реактор, не имеющий мировых аналогов по своим экспериментальным возможностям, практически готов к работе.