27 декабря 2009 года президент России подписал федеральный закон, вносящий изменения в ряд законодательных актов в связи с введением в действие положений УК РФ и УИК РФ о наказании в виде ограничения свободы (Федеральный закон № 377-ФЗ от 27.12.2009). Закон вступил в силу 10 января 2010 года.
На сегодняшний момент во многих СМИ наказание в виде ограничения свободы трактуется как отбытие наказания за нетяжкие преступления в виде «домашнего ареста», было отмечено на сегодняшнем брифинге в УФСИН России по Мурманской области. «Знак равенства между ними ставить нельзя!!! Домашний арест и ограничение свободы различаются как по содержанию и целям, так и по субъектам, которые их обеспечивают», - отмечает начальник отдела по руководству уголовно-испонительными инспекциями УФСИН России по Мурманской области Тамара Кочановская.
Домашний арест - это мера пресечения, которая применяется в отношении подозреваемого, обвиняемого в ходе проведения предварительного следствия и рассмотрения уголовного дела в суде, вместо содержания подозреваемого, обвиняемого под стражей в следственном изоляторе.
«В постановлении или определении суда об избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения указываются конкретные ограничения, которым подвергается подозреваемый, обвиняемый, а также указываются орган или должностное лицо, на которые возлагается осуществление надзора за соблюдением установленных ограничений, - продолжает разъяснять журналистам Тамара Кочановская. - Ограничение свободы - это вид уголовного наказания. Его назначают в том случае, если подсудимый был признан виновным в соверишении преступления. Суд возлагает на осуждённого определённые ограничения и обязанности, которые исполняются без изоляции осуждённого от общества в условиях осуществления за ним надзора со стороны специализированного государственного органа.
Надзор за отбыванием наказания в виде ограничения свободы возлагается на уголовно-исполнительные инспекции (УИИ УФСИН) по месту жительства осужденных».
Как отмечает начальник отдела по руководству уголовно-испонительными инспекциями УФСИН России по Мурманской области, до 2010 года в соответствии с частью 1 ст. 53 УК РФ ограничение свободы заключалось в содержании осуждённого, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении - исправительном центре без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.
Согласно вновь принятой редакции Уголовного кодекса, обязательными мерами ограничения свободы являются ограничения на изменение места жительства или пребывания без согласия надзорного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования. Суд возлагает на осужденного обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию, осуществляющую надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Ограничение свободы может быть как основным, так и дополнительным наказанием.
«Чувства безнаказанности у осужденного возникнуть не должно - суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может отменить частично или дополнить ранее установленные ограничения, - считает сотрудник УФСИН России по Мурманской области. - За злостное нарушение обязанностей осужденным ограничение свободы может быть заменено на лишение свободы - из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения».
Как сообщила Ольга Столярова, специалист пресс-службы УФСИН России по Мурманской области, на территории Мурманской области исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы, осуществляют 16 уголовно-исполнительных инспекций областного Управления Федеральной службы исполнения наказаний. Штат сотрудников инспекций составляет 53 человека.
При осуществлении надзора сотрудник уголовно-исполнительной инспекции вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного, вызывать его на беседы в уголовно-исполнительную инспекцию в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания. А также истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его поведении.
«Для надзора за осужденными предполагается использовать, в том числе, и электронные браслеты, отметила Тамара Алексеевна. - Подобный эксперимент проводится в Воронеже, где уже были получены положительные отзыва о результатах подобной практики. На сегодняшний день электронных браслетов в Мурманской области нет. Как только в область поступят электронные браслеты, УФСИН сообщит в соответствующем порядке о начале применения этого средства надзора. Однако с их появлением потребуется расширять штат сотрудников, чего в ближайшие полгода ждать не придётся».
После брифинга всем его участникам стало ясно, что ограничение свободы спасет от негативного влияния тюрьмы многих людей. Однако снижаться численность населения колоний скорее всего будет постепенно - понадобится время, чтобы судьи стали в полной мере применять ограничение свободы в виде наказания.