С начала февраля в Росрыболовстве будут проходить еженедельные селекторные совещания по вопросам прохождения мойвенной путины. Об этом сообщил сегодня на встрече в ББТУ Василий Соколов, начальник управления организации рыболовства Федерального агентства по рыболовству. Проводить селекторные совещания станет заместитель руководителя ФАР Виктор Рисованный. Ответственный за оперативную информацию о распределении косяков мойвы - член морского штаба путины от ПИНРО Дмитрий Прозоркевич.
Как пояснил, отвечая на вопрос Василия Соколова, Сергей Балябо, председатель комитета рыбной промышленности Мурманской области, все береговые холодильные мощности рассчитаны на приём 20 тысяч тонн рыбы. Это будет не только мойва. С начала года в холодильники поступает экспортная треска, которая не может быть доставлена на рынок ЕС из-за отсутствия международного сертификата, который должен оформляться рыбопромышленниками, согласно Регламенту ЕС.
Кроме того, на холодильнике хранятся полторы тысячи тонн мойвы, выловленной в феврале прошлого года. То есть, налицо еще одна проблема, не связанная с промыслом, - невозможность реализации «народной» рыбы. Попытки продать этот объем через Санкт-Петербургскую товарно-сырьевую биржу успеха не возымели.
«Транспортные компании готовы представить рефрижераторные вагоны для вывоза мойвы за территорию Мурманской области, - сказал Сергей Балябо. - В прошлом году мы связывались с другими регионами по вопросам сбыта мойвы, но интереса у потенциальных покупателей он не вызвала. Еще в начале 2000 года в нашем регионе работали 2 рыбоконсервных завода, которые работали с мойвой. Сегодня они закрыты. Технически возможно восстановить рыбзавод в Оленегорске, но желающих вложить в него инвестиции нет. Вся надежда на рыбаков, которые, используя свои старые связи и знакомства, попытаются продать выловленную мойву. Я знаю, что они уже предлагают своим деловым партнёрам мойву - в нагрузку к треске».
Главный инженер Мурманского морского рыбного порта Сергей Поляков напомнил, что в прошлом году в порт в период мойвенной путины поступило 62 тысячи тонн рыбы, 48 тысяч из них - российского происхождения, остальные 14 тысяч тонн - норвежского.
«Хотелось бы, чтобы объем поставленной в порт мойвы сохранился хотя бы на уровне прошлого года, - передал он рыбакам пожелание директора ОАО «ММРП» Владимира Соколова, который прийти на сегодняшнее совещание не смог. - Генеральный директор Мурманского рыбокомбината Михаил Зуб сказал мне вчера, что готов взять на свой холодильник 6 тысяч тонн мойвы, - пояснил он, подтверждая информацию Сергея Балябо о резерве холодильных мощностей в Мурманске в 20 тысяч тонн. - Прошлым летом из-за затаренных мойвой холодильников (тогда там лежало 14 тысяч тонн - Авт.) фактически был сорван промысел путассу. Надо определить предел хранения рыбы в холодильных ёмкостях. Рефвагоны для отправки рыбы по железной дороге готовы и ждут своего применения. Но основные объемы мойвы рыбаки предпочитают отправлять в центр страны автотранспортом».
Сергей Поляков попросил рыбаков заранее уведомлять порт о подходе судов, гружёных мойвой. И желательно, чтобы не приходило сразу по 5 траулеров, как в прошлом году - сложно будет осуществить оперативную выгрузку без нареканий от промышленников. К тому же, к приходу судна необходимо заранее подготовить причальную стенку, подать экипажу электричество и воду.
Валентин Балашов, руководитель ББТУ вспомнил, как в советские времена в Мурманский рыбный порт доставлялось по полтора миллиона тонн рыбы, при этом работал всего один холодильник в 20 тысяч тонн. И проблемы с хранением рыбы не возникало - вся она сразу же уходила в другие регионы по железной дороге. «Строить сегодня новые холодильные мощности - это, по меньшей мере, несерьезно», - считает Валентин Валентинович.
Виталий Касаткин, председатель правления Союза рыбопромышленников Севера пояснил, что железная дорога держала в прошлом году высокие тарифы, а в 2010-ом, скорее всего, поднимет их ещё выше. В 2009-ом тариф на провоз рыбы в «термосах» составлял более 3-х рублей за 1 килограмм, в мехсекциях - еще дороже. В то время как за вывоз мойвы автотранспортом брали 2,1-2,2 рубля за 1 килограмм.
Сергей Балябо предложил Росрыболовству в лице Василия Соколова собрать информацию о потенциальной востребованности мойвы у населения центральных регионов и о том, готовы ли взять её на переработку рыбоконсервные комбинаты Подмосковья и средней полосы России. Василий Игоревич обещал донести эту идею до руководства, но использовать собранные данные в этом году уже не удастся - они поступят слишком поздно.