15:4318.02.10

Развитие Мурманского транспортного узла — одно их важнейших направлений в сфере портовой деятельности на Севере

Развитие Мурманского транспортного узла — одно их важнейших направлений  в сфере портовой деятельности на Севере

Профессор Высшей школы экономики Александр Ходачек подготовил для ИА REGNUM Новости справку о перспективах развития транспортного комплекса Северо-Запада РФ в 2010 году. В тексте использованы материалы Петростат.

В последние годы в РФ принят ряд документов, определяющих государственную политику приморских регионов и морскую политику Российской Федерации. К этим документам можно отнести Морскую доктрину Российской Федерации на период до 2020 г., Концепцию ФЦП «Мировой океан», Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Указанные документы обозначают приоритеты развития приморских регионов на перспективу и определяют морской потенциал государства, что в итоге предусматривает комплексное социально-экономическое развитие этих территорий.
Транспортному комплексу Северо-Запада принадлежит особое место в интеграции со странами Европейского Союза.

Макрорегион имеет сухопутную границу со странами Евросоюза, а также выход в акваторию Балтийского, Баренцева и Белого морей. Сегодня - это мост между Евросоюзом, Россией и государствами Азии. По территории Северо-Запада проходит ряд международных транспортных коридоров. Вдоль побережья Северного Ледовитого океана - Северный морской путь, развита сеть внутренних водных коммуникаций. Удельный вес Северо-Запада в перевозках грузов различными видами транспорта достигает 40% от общероссийских показателей.

Доля региона в ВВП составляет около 10%. Преобладающей в отраслевой структуре ВРП субъектов Северо-Запада является промышленность, которая в большинстве из них превышает 30%.

Предприятия, расположенные в макрорегионе Северо-Запад формируют около 10% от суммарного внешнеторгового оборота Российской Федерации в денежном выражении.
Около 87% импортного грузопотока (в весовом выражении), следующего в Россию через пограничные переходы Северо-Запада, направляется в адрес предприятий и организаций Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Московского региона.

Северо-Запад России играет очень важную роль в обеспечении внешнеэкономических связей со странами - членами Евросоюза. По данным Северо-Западного таможенного управления, общий объём внешнеторгового товарооборота с этими государствами, прошедший через таможни данного управления в 1-ом полугодии 2008 года, составил около 27,4 млрд долларов США, из которых почти 16 млрд. долларов США экспорт и, соответственно, 11,4 млрд долларов США - импорт.

При общем грузообороте в 2009 году российских портов в объёме около 480 млн тонн, доля нефтегрузов составила более 60%. На Балтике 6 российских портов в 2009 году перевалили в общей сложности около 223 млн тонн различных грузов, из которых нефть и нефтепродукты составили 147,8 млн тонн (66%).

Основными проектами расширения портовой деятельности в регионе Балтийского моря являются развитие Большого порта Санкт-Петербург, развитие портов в Ленинградской области и формирование нового портового района в Калининграде и Балтийске. Главное направление связано с восстановлением объемов переработки контейнерных и рефрижераторных грузов, расширением паромного сообщения, повышением роли пассажирской составляющей в работе порта. Ожидается, что к 2015 году порт будет ежегодно обслуживать до 3,5 млн туристов.

Развитие портового комплекса в районе города Приморска предусматривает увеличение объёмов переваливаемых нефтегрузов. Рассматриваются, также, планы формирования контейнерного терминала. Предстоит расширение переработки угля и нефтепродуктов, создание терминалов для обработки жидких химических грузов на портовых мощностях полуострова Высоцкий, c учетом роста в 2009 году на 81% (17,3 млн тонн), рост грузооборота в 2010 году ожидается на уровне 10-12%. Планируется увеличение количества обслуживаемых пассажиров - паромы в Польшу, Германию и Россию.

В случае реализации заявленных планов, грузооборот портовых мощностей в Финском заливе Балтийского моря превысит 300 млн тонн, в том числе более 200 млн тонн - для наливных грузов.

Одним из важнейших проектов в сфере портовой деятельности на севере является комплексное развитие Мурманского портового транспортного узла с прогнозным увеличением грузооборота порта до 48 млн тонн в год (2009 год - 37,4 млн тонн), в том числе - до 30 млн тонн нефтегрузов, 15 млн тонн угля и 3 млн тонн контейнерных грузов;
Так же не мало важным направлением можно отметить развитие порта в Архангельске, предполагающее строительство нового глубоководного портового района для перевозки углеводородного сырья северных месторождений.

Устойчивая работа портов зависит от развития ближних и дальних железнодорожных, автодорожных и трубопроводных подходов, а также от согласованной работы различных видов транспорта.

Железнодорожный транспорт определяет пропускную способность всего транспортного комплекса макрорегиона. Железнодорожными перевозками в порты Северо-Запада обеспечивается почти половина объема внешнеторговых грузов, проходящих через пограничные пункты. Значительные объемы перевозок связаны с поставками на экспорт нефтегрузов и угля через порты Высоцк и Усть-Луга. В 2009 году объем отправленных грузов Октябрьской железной дорогой составил 88,6 млн тонн, что на 17,1% меньше, чем в 2008 году.

Таким образом, транспортный комплекс Северо-Запада России, играет важную роль в обеспечении развития сотрудничества Европейского Союза и России. Повышение эффективности транспортных сетей региона, является жизненно важным фактором для обеспечения конкурентоспособности экономики государства, для расширения международной торговли, для формирования современных линий поставки грузов. Решение этой задачи возможно только на основе комплексного подхода, когда наряду с мерами инфраструктурного характера, значительно повышается уровень информационного обеспечения транспортной деятельности, внедряются логистические методы управления транспортными потоками, совершенствуется вся система управления на транспортном комплексе.

 

 

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

20:21Почти 2500 животных стерилизовали в Мурманской области за полгода

19:16В Мурманске поймали 40-летнего водителя Lexus с фальшивыми правами

18:083,5 млрд поступили в Мурманскую область на подготовку к зиме

17:01В Мурманске воров металла вычислили по следам рук и обуви

16:00Мурманская студентка стала лауреатом конкурса «Молодые дарования России»

15:53В Ковдоре после прогулки с отцом пропал 4-летний мальчик

15:35«Наша рыба» в Мурманской области вынудила продавцов снизить наценку

15:13У мурманского ДК им. Кирова «поселилась птичка»

15:00Мурманская Госавтоинспекция выявила 15 мест концентрации ДТП

14:45Расценки на изготовление печатных агитационных материалов для кандидатов на выборы губернатора Мурманской области

14:35За месяц в Мурманской области капуста подешевела 28%

14:01Житель Мурманска потерял телефон и лишился денег с карты

13:43В поезде «Мурманск - СПб» поймали 43-летнего госдолжника из Армении

13:21В 1,5 км от дороги Кандалакша - Полярные Зори найден человеческий череп

13:05На Кольском полуострове прогнозируют долгожданное тепло

12:45В Москве задержали убившего 33 ударами собутыльника в Коле

12:27В Мурманске на Гвардейской ограничат движение

12:1728-летнему мурманчанину грозит срок за гашиш

11:57Рассматривается новый способ расчета стоимости вывоза мусора

11:35В детсаду Мурманска воспитанники оставались без медпомощи

11:13Директор организации Кольского района за невыплату зарплаты в 1,8 млн отделался штрафом

10:49В декабре театр кукол Мурманска переедет в новое здание

10:41Ради Land Cruiser мурманчанин погасил долг в 1,6 млн

10:35Среднесуточная температура в Мурманске неделю ниже +8º

Все новости