В презентации результатов нового исследования принял участие, совместно с президентом РСПП Александром Шохиным, руководитель Управления финансовых компаний, потребительских товаров и услуг ЗАО «ВТБ Капитал» Дмитрий Дмитриев.
Поясним, методология подготовки нового индекса схожа с VTB Capital PMI - индексом, основанным на опросах менеджеров по закупкам. Однако на этом общее у обоих показателей заканчивается, поскольку проект РСПП рассчитан на целевую группу более высокого уровня компетенции, а именно на первых руководителей компаний - членов бюро и правления РСПП, а также на руководителей региональных подразделений Союза.
Отметим, что в Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области активно включился в работу. 24 февраля начался очередной, уже второй, этап анкетирования предприятий Мурманской области.
Новый «Индекс деловой среды РСПП» нацелен на ежемесячный оперативный мониторинг «настроений» крупного бизнеса; его аналоги давно рассчитываются крупнейшими бизнес-ассоциациями в США, Китае, Великобритании, Германии.
Теперь и в России такой индекс станет, во-первых, хорошим ориентиром для инвесторов, и, во-вторых, - для государства в его отношениях с предпринимателями. Именно на это обратил внимание президент РСПП Александр Шохин, отметив, что «цель этого проекта - облегчить взаимодействие бизнеса и власти в России, используя его как инструмент постановки высокоточного и оперативного диагноза состояния деловой среды».
А Дмитрий Дмитриев оценил высокую важность проекта для формирования делового климата, сославшись на опыт работы с подобными инструментами в ЗАО «ВТБ Капитал»: «сначала растет оптимизм, и лишь потом фактические показатели - закупки, сделки, и.т.д.».
При построении «Индекса деловой среды» не используются официальные статистические данные, что обеспечивает его наибольшую оперативность. Его конкурентным преимуществом становится также и то, что он измеряет прежде всего субъективные ощущения владельцев крупного и среднего бизнеса по семи направлениям: состояние рынков, логистика и инфраструктура, отношения типа бизнес-бизнес, отношения типа бизнес-государство и бизнес-общество, социальные вопросы, внутренне состояние компании, личная оценка руководителем состояния делового климата.
24 февраля в РСПП было представлено собственно резюме пилотного опроса, показавшего, как предприниматели оценили деловой климат в России в январе 2010 года: 1 пункт падения, 5 пунктов оптимизма. При этом общий уровень изменений российский бизнес оценил отрицательно - в -1 пункт, состояние логистики и инфраструктуры - в +2,5 пункта, а взаимоотношения в сфере B2B - в +1,1 пункта.
Лидерами положительных оценок здесь (в сфере В2В) стали такие позиции, как новые заказы на продукцию и услуги (около 6,6 пунктов) и сроки выполнения обязательств компаний перед контрагентами (1,9 пункта). Более всего негативных оценок пришлось на такие сферы, как рынок производимой продукции (-4,5 пункта) и социальные вопросы (-2,8 пункта), причем особенно негативно бизнес оценивает изменения закупочных цен (-15,1 пункта) и состояние отраслевого спроса (-6,6 пункта).
Как отметил в своих комментариях к этим данным Александр Шохин, «несмотря на то, что по показателям физического объема в некоторых отраслях наблюдается приближение к докризисным уровням, в плане финансовых показателей говорить о подобной тенденции еще преждевременно».
Президент РСПП сообщил о намерении Союза публиковать результаты «Индекса деловой среды» каждую третью среду месяца.