Во время отопительного сезона этого года в адрес комитета природопользования и экологии Мурманской области, других контролирующих органов поступают многочисленные жалобы жителей города Мурманска на появление неприятного запаха нефтепродуктов в воздухе. Предполагается, что основными источниками появления этого запаха являются технологические операции по сливу мазута и пропариванию мазутных цистерн на ОАО «Мурманская ТЭЦ», ГОУТП «ТЭКОС», др. предприятиях топливно-энергетического комплекса.
Как сообщает управление информационной политики и взаимодействия со средствами массовой информации аппарата правительства Мурманской области, регулярные проверки, осуществляемые государственным контролирующими органами, не позволяют привлечь к ответственности теплоэнергетические предприятия за загрязнение атмосферного воздуха - превышения нормативов предельно допустимых концентраций по измеряемым показателям согласно утвержденных нормативных методических документов не установлено, т.е. отсутствуют юридические основания для выдачи предписаний об изменении технологического процесса по сливу мазута или о переходе на более качественный мазут.
Возможно ли контролировать запах? Ведь зачастую он создается комбинацией различных химических соединений, количество которых может достигать 100. Как отмечают специалисты, в настоящее время в мире не существует единых стандартов в вопросе нормирования и контроля запахов. Разные страны используют различные подходы к установлению нормативов в области запаха. Однако общим для многих европейских стран является метод измерения запахов, утвержденный в 2003 г. европейским стандартом EN13725 «Качество воздуха - определение концентрации запаха методом динамической ольфактометрии».
У нас в стране правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, регулируют (нормируют) не собственно запах от предприятия, а максимальную предельно допустимую концентрацию (ПДК) конкретного вредного вещества или его маркера.
Становятся актуальными создание реестров предприятий, обладающих запаховым эффектом, определение конкретных химических веществ и их сочетаний, формирующих запахи, определение маркеров запахов, разработка методологии для определения зон влияния запаховых компонентов применительно к конкретному предприятию и особенностям его размещения.
Решение всех этих проблем возможно только на государственном уровне. Должны быть внесены изменения в гигиеническое нормирование, введен лимитирующий показатель запаха при установлении ПДК веществ, проработаны методология определения приоритетных загрязнителей и их сочетаний, формирующих запах от конкретной технологии (производства) и лабораторно-инструментальный контроль.
В 2009 году в рамках ведомственной целевой программы «Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области» на 2009-2010 годы за счет средств областного бюджета начаты научно-исследовательские работы, основными задачами которых являются:
- исследование запахов, распространяемых выбросами от технологических операций по хранению и сливу мазута, пропариванию мазутных цистерн;
- определение уровня запаха на территории предприятий теплоэнергетического комплекса и в их окрестностях;
- оценка обоснованности жалоб населения на появление неприятного запаха нефтепродуктов в воздухе в районах расположения предприятий теплоэнергетического комплекса.
Исполнителем данных работ является ведущий научно-методический центр воздухоохранной деятельности Российской Федерации при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору - ОАО «НИИ Атмосфера».
В результате проведенных в 2009 году работ определено: при проведении технологических операций по сливу мазута и пропарке железнодорожных цистерн, в атмосферу поступают загрязняющие вещества, обладающие неприятным запахом. Источниками выбросов запаха являются ж/д эстакада, приемная емкость мазута и резервуар для хранения мазута; основным источником загрязнения атмосферы запахом является ж/д эстакада, вклад которой в формирование концентрации запаха в воздухе составляет 60-90%. Соответственно, для уменьшения концентрации запаха, основные природоохранные мероприятия должны быть направлены на снижение выбросов пахучих веществ от ж/д цистерн; жалобы населения, проживающего на территории в пределах расстояния 1,2-1,5 км и ближе от теплоэнергетического предприятия, на неприятный запах нефтепродуктов являются вполне обоснованными. Что касается населения, проживающего вне указанной зоны, то, вероятней всего, фиксируемые ими запахи не связаны с проведением технологических операций по сливу мазута и пропарке ж/д цистерн, а поступают из других источников.
В текущем году работы по исследованию выбросов запаха будут продолжены. На основании проведенных работ (исследований) будет разработан проект нормативного методического документа (методических рекомендаций) по нормированию и контролю выбросов запаха на территории Мурманской области, который будет направлен на согласование главному санитарному врачу Российской Федерации (Г.Г. Онищенко) и в прокуратуру Мурманской области. Указанные методические рекомендации в будущем позволят применить к предприятиям-источникам запаха юридически обоснованные санкции.
12.04.10
С причинами неприятных запахов в Мурманске все ясно, а вот с ответственностью - нет
