В Мурманской области наблюдается острый дефицит морских кадров. Еще более остро стоит проблема кадров в судоремонте. По словам директора лицея № 6 Мурманска Григория Шатило (на фото), уже через пару лет судоремонт в регионе вымрет, сообщает Росрыболовство.
То, что дефицит кадров морских специалистов есть, подтверждается тем, что в последнее время все чаще звучит предложение включить в список альтернативной срочной службы - работу на судах рыболовного флота.
Дефиит кадров есть, а желания работодателей учить специалистов - нет
Главной причиной кадрового дефицита в рыбной и судоремонтной отраслях, Григорий Шатило, считает низкий уровень заработной платы, тяжелые условия труда, отсутствие соцгарантий.
- У моряков стабильности нет - многие стали «вечно безработными. Сходил такой человек, даже капитан или старший механик, в рейс по контракту и потом, к примеру, таксует. Свыше 5000 мурманских моряков работают на судах иностранных компаний. А ведь если обеспечить стабильность - люди пойдут работать, престиж профессии вырастет. А мы как готовили, так и готовим специалистов, - отметил собеседник.
Фактическое число выпускников, идущих в море, не превышает 5% и уменьшается из года в год. Снижается и число тех, кто хотел бы получить морскую профессию. В настоящее время в лицей от абитуриентов на новый учебный год подано 229 заявления. Но на морские специальности - 33 заявления.
С другой стороны директор отмечает, что «хотя все говорят о дефиците кадров, особой заинтересованности в их подготовке у рыбацких компаний нет. Сейчас от комитета образования мы имеем госзаказ на подготовку таких специалистов, но этот заказ не завязан на договоренности с работодателями и нам для морских специалистов трудно организовать учебную практику и уж тем более трудоустройство. Я считаю, нужен такой госзаказ, который бы гарантировал трудоустройство. И вообще, за подготовку кадров нужно платить, именно по такой схеме лицей работаем с норвежскими компаниями для подготовки кадров под Штокман. Норвежцы за это платят хорошие деньги. У рыбодобывающих компаний региона такой заинтересованности мы пока не наблюдаем».
В МГТУ не востребованы даже бюджетные места по морским специальностям
По итогам работы приемной комиссии МГТУ в прошлом году на момент начала учебного года из 140 бюджетных мест по морской специализации чуть более 90 остались вакантными. И это наглядно демонстрирует отсутствие интереса к морской профессии. К большому сожалению, в условиях рыночной экономики морские профессии проигрывают другим, более модным, престижным и более высоко оплачиваемым. В преддверии начала разработки Штокмана в регионе все более возрастает интерес к специальностям геологического профиля, высоко востребованы среди абитуриентов модные специальности экономического и юридического профиля, куда конкурс абитуриентов как в театральный вуз. А вот морское дело непрестижно.
Одно из последних мероприятий - «Ярмарка вакансий», которая проводится в МГТУ ежегодно, показало, что к ней проявили интерес около 30 предприятий и организаций региона - это такие гиганты, как КГМК, ОЛКОН, банковские структуры, УВД, известные компании самого различного профиля, но не морского.