Сегодня в газете «Коммерсантъ» (№ 126/4426) опубликовано интервью с Владимиром Стржалковским, генеральным директором ГМК «Норильский никель» , в котором он отвечает на претензии Олега Дерипаски.
Напомним, в конце июня началась новая война между крупнейшими акционерами ГМК «Норильский никель» - «Русалом» Олега Дерипаски и «Интерросом» Владимира Потанина, каждый из которых контролирует чуть более 25% акций ГМК. По итогам собрания акционеров представительство «Русала» в совете директоров компании сократилось с четырех до трех человек. Кроме того, в совет не прошел номинированный «Русалом» в качестве независимого директора Александр Волошин, который до этого возглавлял совет директоров. «Русал» бойкотировал заседание совета, обвинил менеджмент «Норникеля» в махинациях при голосовании, а «Интеррос» - в желании полностью контролировать ГМК.
- У всех акционеров не бывает одинаковых взглядов и планов, - комментирует эту ситуацию Владимир Стржалковский. - Планы и действия каждого из них обусловлены той ситуацией, которая складывается у него лично и в принадлежащей ему компании. Конечно, менеджмент заинтересован, чтобы акционеры были всегда сыты, довольны, добры и без долговых проблем. Но в жизни так складывается не всегда. То положение, в котором оказались некоторые акционеры, так или иначе подталкивает их к тем или иным действиям. А это, в свою очередь, может входить в противоречие с интересами других акционеров. Корень именно в этом. Остальные элементы - это сопутствующий фон. Когда есть разные взгляды, любой щелчок, любой кивок головой воспринимается как подвох.
Мне, как генеральному директору «Норникеля», некорректно рассуждать о взаимоотношениях акционеров. Мне кажется, об этом лучше спрашивать их самих. Могу лишь сказать, что мы (менеджмент.- «Ъ») учитываем интересы всех акционеров. Для этого существует совет директоров и собрание акционеров, где принимаются наиболее важные решения. Именно там высказываются мнения всех акционеров, которые могут быть разными. И это нормально, на мой взгляд.
- На собрании акционеров в 2009 году Александра Волошина помимо «Русала» поддержали другие акционеры. Почему на этот раз за него голосовал только «Русал»?
- Это вопрос не ко мне. Ко мне с такими просьбами никто не обращался. И потом, согласно корпоративной практике, мы должны голосовать только за менеджмент, чтобы не поддерживать никакую группу акционеров.
- А вообще выдвижение самого Олега Дерипаски в совет директоров стало для вас неожиданностью? Ведь по договоренности с Владимиром Потаниным он не должен был выдвигать свою кандидатуру.
- Он заранее сказал, что будет выдвигаться. Но вообще мне все равно. Что изменится, если от «Русала» в совете директоров будет не три человека, а четыре, но их предложения не будут конструктивными? Разве они могут что-то изменить? У нас все решения на совете принимаются большинством голосов.
- «Русал» заявил о намерении созвать внеочередное собрание акционеров, чтобы добиться переизбрания совета директоров. Это реально?
- «Русал», как владелец пакета более 10%, безусловно, имеет право инициировать внеочередное собрание акционеров, но повестку собрания должен сначала утвердить совет директоров. Для того чтобы сменить действующий совет, нужно, чтобы он же проголосовал за включение вопроса о прекращении полномочий совета. Вы себе можете такое представить? Я - нет.
- Сказывается ли происходящее на работе компании? Какие правовые последствия может повлечь отказ бывшего председателя совета директоров компании Александра Волошина подписать протокол собрания?
- Конечно, лучше работать в дружественной атмосфере, когда все относятся друг к другу с уважением. Но это не всегда получается. На операционной деятельности ситуация никак не может отразиться, по крайней мере мы примем все меры, чтобы этого не допустить. Хотя я понимаю, что нам сложнее будет верстать бюджеты, проводить консолидированные решения по крупным сделкам и т. д. То, что до сих пор не подписан протокол, никаких юридических последствий не несет, собрание признано правомочным. Легитимность работы совета директоров также не ставится под сомнение. Сложности могут возникнуть только с выплатой дивидендов, и это зависит не от менеджмента, это требование налогового законодательства.
- Как вы считаете, будет ли государство вмешиваться в конфликт акционеров «Норникеля»? Обсуждали ли вы эту тему в администрации президента или в правительстве, может быть, с президентом Медведевым или с премьером Путиным?
- Не скажу.
- Вы возглавили «Норникель» в разгар прошлого конфликта акционеров во многом именно для того, чтобы погасить напряженность - и тогда это удалось. Однако теперь вы сами оказались фактически в центре нового конфликта. Считаете ли вы возможным руководить компанией в условиях, когда один из ключевых акционеров, по сути, обвиняет вас в мошенничестве?
- Уходить точно не собираюсь. Если кому-то что-то не нравится, это не мои проблемы. Раз за менеджмент отдано столько голосов, значит, существует большая поддержка миноритарных акционеров, которые удовлетворены результатами компании и работой менеджмента. Однажды один из акционеров, отвечая на вопрос, доволен ли он работой менеджмента, сказал, что результаты «могли бы быть лучше». Я согласен с тем, что всегда есть к чему стремиться. Но, с другой стороны, всегда нужно сравнивать результаты компании с конкурентами. Например, критерий плохой или хорошей работы компании - динамика роста котировок акций в краткосрочной перспективе и в длительной. Если посмотреть на мировых игроков отрасли цветной металлургии, у всех наблюдается снижение котировок с начала года, в том числе у «Русала» - на 33%. У «Норникеля», единственного в секторе, котировки выросли на 3%. Если взять данные за 52 недели, акции ГМК подорожали почти вдвое больше, чем у конкурентов, - на 88%. Показатели «Норильского никеля» на голову выше всех компаний. Наверное, мы могли бы работать еще лучше, но это уже другой вопрос.
А в это время
Председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин поздравил работников и ветеранов «Норильского никеля» со знаменательным юбилеем - 75-летием Норильского комбината.
Комбинат, отмечается в телеграмме председателя правительства РФ, за эти годы «прошел важнейшие ступени становления, вырос в мощный промышленный комплекс, одну из ключевых площадок российской цветной металлургии. Сегодня комбинат является признанным лидером отрасли, активно развивает разные направления деятельности - разведку месторождений, добычу, обогащение и переработку полезных ископаемых, стремится укреплять свои позиции на отечественном и мировом рынке за счет внедрения новых технологий, интенсивного и рационального освоения минерально-сырьевой базы, следования высоким экологическим стандартам».
Владимир Путин обратил особое внимание на то, что «Норильский никель» вносит «значимый вклад в решение инфраструктурных задач, на практике реализует принципы социальной ответственности бизнеса, заботится о своих работниках», и пожелал коллективу и ветеранам Компании успехов и всего самого доброго.
Владимир Стржалковский, генеральный директор ГМК «Норильский никель», отвечает на обвинения со стороны «Русала»
