Как мы уже сообщали, сегодня региональное отделение организации «Опора России» провело заседание «круглого стола» с представителями налоговой службы и прокуратуры на тему «Обеспечение законности в налоговых правоотношениях и защита прав их субъектов». На встрече шла речь о фирмах-однодневках.
«У налогового органа фирмы-однодневки - это массовая регистрация, массовый учредитель и несдача отчетности, - считает Алексей Обухов, член комитета по налогообложению региональным отделением организации «Опора России». - По «мертвой» фирме уже давным-давно сложилась арбитражная практика. Но с чего кто-то взял, что фирма - «мертвая»? А если у нее идет оплата услуг после поставки товара?»
«Наверное, надо действовать, как наши банки - запрашивают документы с контрагента, - предлагает Владислав Гудков (фото 1), начальник отдела развития инноваций и предпринимательства Минэкономразвития Мурманской области. - Нормальная практика, и в крупном бизнесе это действует. Я понимаю, что в малом предпринимательстве - ограничения. Нет кадров, нет возможностей. Но у нас действует инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Пожалуйста, обращайтесь, и она будет вам помогать. Может, за плату, может, за маленькую плату. А может быть, бесплатно, как у нас работает бизнес-инкубатор. Никто эти риски не снимет с предпринимателей, кроме них самих. Налоговый орган действует в рамках закона и выполняет свою роль. Он не может сильно помогать предпринимателю».
«Ни в одном законе нет обязанности - хранить документы, - напоминает Ирина Неволина (фото 2), руководитель комитета по налогообложению региональным отделением организации «Опора России». - Вот пример: предприниматель работает в течение 3-4 лет с данным поставщиком. Потом в 2009-10 годах - кризис. Очень многие люди просто побросали бизнес или продали его массовому учредителю. И к моменту прихода налогового органа фирма-поставщик стала однодневкой. На текущий момент там не было ни учредителя, ни руководителя. Никого невозможно найти, не только запросить документы».
«Надо изменить 129-ФЗ «О госрегистрации», - считает Алексей Обухов (фото 3). - Сейчас фирмы-однодневки регистрируются на бомжей, а они не несут уголовной ответственности».
«Ответственность несут те лица, что подавали документы, - напоминает Станислав Кондратьев, начальник правового отдела УФНС России по Мурманской области. - А подавал их не бомж. Фирмы-однодневки создаются во всем мире, и только в России наблюдаются столь массовые последствия. Есть Ассоциация налоговых органов Европы, мы ориентируемся на нее. Страна на европейское право во многом ориентируется. Налоговый кодекс с немецкого документа переписывали, Конституцию - с французской».
«На стадии регистрации фирмы можно что-то контролировать?» - поинтересовался руководитель «Опоры России» Радик Сафин.
«Это будет достаточно проблематично, - поясняет Елена Максимова, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Мурманской области. - Если говорить об изменении процедуры регистрации юридических лиц, то мы становимся непривлекательной страной для каких-либо инвестиций. И в целом экономический климат и ситуация в стране будут оцениваться отрицательно зарубежными партнерами. Если даже предположить, что для регистрации непосредственно в налоговый орган будет приходить сам учредитель, это тоже не решит проблему. И даже последующие проверки в том, осуществляет ли заявленную деятельность юридическое лицо или нет, не исключает появление фирм-однодневок. Решать проблему надо глобально и в комплексе, но не резко».