- Штокман - наше будущее, в которое мы верим и к которому серьезно готовимся, - говорит заместитель генерального директора по маркетингу и развитию бизнеса ОАО «ТМК» («Трубная металлургическая компания») Сергей Билан, рассказывая корреспонденту www.prom-oil.ru о том, какая металлопродукция будет применяться при развитии Штокмановского месторождения. - Шельфы российских арктических морей и Дальнего Востока содержат большое количество углеводородов. Россия понимает свою ответственность перед мировой цивилизацией как глобальный поставщик энергии, ведь сегодня нефть и газ являются основными видами энергии, которые применяются в мире, и движется в этом направлении развития добычи на шельфе в условиях Крайнего Севера. Требования к продукции жесткие: устойчивость к воздействию низких температур, надежная защита от коррозии и т.д. И эти требования обоснованы, ведь условия работы - море, соли, шторма, равнопеременные нагрузки.
На море надо работать особенно ответственно и осторожно. Все прекрасно помнят аварию в Мексиканском заливе, там до сих пор собирают нефть с поверхности воды. Мы понимаем, что северные моря - не только нефть и газ, но и огромные биоресурсы, которые надо сохранять. Поэтому там будут применяться лучшие трубы, лучшие резьбы и лучшие стали. Мы готовимся серьёзно.
- При изготовлении данной продукции применяются высокие технологии. Они используются в других компаниях?
- Конечно. Требования, которые заложены в Штокман, рождены проблемами, которые были в освоении месторождений в других частях планеты Земля.
Как-то, будучи в городе Ставангере, что в Норвегии, я попал в музей нефти. Очень интересный музей, который посвящен истории освоения норвежского шельфа. Сегодня норвежский шельф - один из эталонов того, как можно высокотехнологично, высокоэкологично обеспечивать себя энергией, не нанося ущерба природе. В музее было представлено все, начиная от первых скважин и заканчивая последними достижениями. Там есть один экспонат диаметром более метра - это слом трубы, который привел к гибели более ста человек в результате аварии на платформе. Это наглядно показывает, как надо подходить к тому, чтобы производство и продукция были безопасны и надёжны. За всем стоят люди.
Все требования, которые закладываются в Штокман, основываются на огромном опыте международных компаний, которые работают на шельфах всех морей, только с учетом российской северной специфики. Эти технологии в России впервые были применены не нашими, а зарубежными компаниями в сахалинских проектах. Потом подключился «ЛУКОЙЛ» с месторождением в Калининградской области. Как вы знаете, там успешно работает платформа и добывается нефть. Осваивается Корчагинское месторождение северного Каспия, где мы тоже принимали участие как поставщики и обсадных, и насосно-компрессорных труб с премиальными соединениями. Во многих местах на суше применяются повышенные требования к трубе там, где есть сероводород, углекислота, проблемы с пластовым давлением, со сдвигом пластов. Все эти природные и геологические факторы налагают отпечаток на требования к продукции.