Мы уже сообщали, правительство Норвегии выделило 1 млн крон (около 135 тысяч евро) на доработку проекта новой трансскандинавской железной дороги Рованиеми (Северная Финляндия) - порт Киркенес (Заполярная Норвегия) протяженностью около 500 км. Её намечено ввести в действие к 2015-2016 годам.
Уже создана норвежско-финляндская рабочая группа по этому проекту. Эта артерия увеличит грузовой транзит через Скандинавию, что может его сократить через соседние российские порты Мурманск и Кандалакша.
В 2007-2010 гг. в Норвегии активно предлагали продлить железную дорогу Мурманск - Никель (РФ) до соседнего Киркенеса (около 40 км). В Мурманской области сперва сдержанно относились к этому проекту, полагая, что зарубежные и российские грузы, в том числе рыбные, будут «уходить» на Киркенес. Он по многим позициям более конкурентоспособен, чем Мурманск и Кандалакша. Однако ведущиеся с 2010 года переговоры о создании зоны свободной торговли между Европейской ассоциацией свободной торговли, в которой участвует Норвегия, и Таможенным союзом могут изменить отношение к этому проекту в Мурманской области.
Норвежско-финляндская рабочая группа изучит влияние артерии Рованиеми - Киркенес на соседние порты РФ и на перспективы проекта Киркенес - Никель. Это исследование финансируется министерствами трудоустройства и экономики Финляндии, региональным советом Северной Лапландии (Финляндия) и Киркенесским, бизнес-центром (Норвегия). По словам старшего советника норвежского минтранса и коммуникаций Пааля Иверсена, в новом транспортном плане Норвегии на 2012-2020 гг. запланирован рост грузопотока в Киркенесском транспортном узле.
Как сообщили «РБГ» в аналитическом агентстве «Порт Лиинахамари» (Мурманская область), «Финляндия, видимо, даст согласие на строительство линии Рованиеми - Киркенес, так как её инициатива о восстановлении приграничного с РФ железнодорожного участка Салла - Алакуртти, для переориентации части экспортных грузов РФ в порты Ботнического залива, не находит поддержки российской стороны. Железная дорога Киркенес - Рованиеми, с учётом статуса порта Киркенес с 2000 года как свободного порта, может привести к сокращению грузооборотов портов Северо-Запада РФ», пишет www.rg.ru.