Постепенное истощение ресурсов и неравномерная обеспеченность мировых государств природными богатствами заставляют промышленность и бизнес обращать внимание на наиболее трудные для освоения зоны. В новых условиях особый интерес представляет Арктика со своими колоссальными залежами углеводородов, редкоземельных металлов, золота, серебра и других важнейших природных ресурсов.
Еще в 2008 году геологическая служба США опубликовала данные, в соответствии с которыми в арктических районах может находиться почти четверть мировых запасов нефти и газа. России особенно повезло, ведь нам принадлежит огромная часть арктической зоны. По данным «Газпрома», только на континентальном шельфе России содержится около 100 млрд тонн углеводородов. Газовые запасы полуострова Ямал насчитывают порядка 16 трлн тонн, также в ямальских недрах предположительно находятся 230 млн тонн конденсата и почти 300 млн тонн нефти.
Однако добраться до природных сокровищ Арктики не так-то просто. России нужно за достаточно короткий период фактически создать новую отрасль промышленности с выделением базовых предприятий, ориентированных на освоение шельфа, считает начальник управления техники и технологии разработки морских месторождений ОАО «Газпром» Владимир Вовк. По мнению специалиста, «покорителям» Арктики приходится сталкиваться со множеством технологических и технических проблем. «В частности, отсутствуют средства для круглогодичной эксплуатации в регионе морских месторождений, нет технических средств для проведения геологоразведочных работ в ледовых условиях, технологий строительства и ремонта подводных трубопроводов на глубине моря свыше 100 метров, мощностей для изготовления оборудования для обустройства шельфовых месторождений, производства СПГ, его хранения и транспортировки», - отмечает Владимир Вовк.
Ключевым аспектом для решения этих и множества других проблем специалисты считают улучшение инвестиционного климата. Для этого необходимо вводить меры стимулирования инвесторов, например, упростить процедуру получения разрешительных документов на реализацию проектов в арктической зоне. Сегодня инвестор должен получить четыре основных документа, отличных от западных стандартов, при этом экспертиза и согласование остаются сложными, дорогостоящими и чрезмерно затянутыми. К удорожанию морских мегапроектов ведут и пробелы в российском законодательстве: отсутствие техрегламентов для многих шельфовых объектов и прямых норм применения налога на добавленную стоимость (НДС) к операциям, осуществляемым на континентальном шельфе. В результате предприятия, работающие на шельфе, не имеют возможности реализовать право на вычет «входного» НДС, что приводит к существенному увеличению их затрат и, как следствие, к удорожанию морских проектов.
Но для того, чтобы инвесторы пришли в Заполярье, надо решить, прежде всего, транспортные и инфраструктурные проблемы. Коммуникационная насыщенность арктической зоны России очень низка. Города здесь малочисленны, наземная транспортная связь развита плохо, а воздушные и речные перевозки чрезмерно дороги. В этих условиях для многих арктических районов морской транспорт является единственным средством обеспечения массовых перевозок грузов. Проблема доступа к минеральным богатствам арктических регионов России неотделима от вопроса об обустройстве важнейшей транспортной артерии Арктики - Северного морского пути.
«Мы намерены превратить Северный морской путь в один из ключевых торговых маршрутов, причем глобального значения и глобального масштаба», - заявил премьер-министр РФ Владимир Путин в ходе международного форума «Арктика - территория диалога». По его словам, Северный морской путь вполне способен составить конкуренцию традиционным морским линиям как по стоимости услуг, так и по безопасности и качеству.
«Через Арктику лежит кратчайший путь между крупнейшими рынками Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, этот путь практически на треть короче традиционного южного маршрута, это отличная возможность оптимизировать транспортные расходы, поэтому государства, частные компании, которые выберут арктические перевозки, вне всякого сомнения получат весомые экономические преимущества и дивиденды», - пояснил Владимир Путин.
Президент Исландии Олавур Рагнар Гримссон, также выступавший на форуме, уверен, что возрождение Северного морского пути сможет изменить мировые торговые маршруты, тем более что в последнее время этому способствует глобальное потепление. «Таяние арктических льдов, можно сказать, словно сближает Европу, Азию и Америку. Это выглядит парадоксальным обстоятельством, но это и новые возможности!»
Они и вызывают повышенное внимание иностранных государств к Северному морскому пути, а также попытки изменить его правовой статус. Например, Норвегия неоднократно выступала за то, чтобы преобразовать Северный морской путь в международную транзитную магистраль, неподконтрольную России. Впрочем, тревогу стран, заинтересованных в обустройстве заполярной транспортной сети, можно понять: за последние 20-30 лет она практически не развивалась.
Проблему, как всегда, пообещали решить. Министр транспорта Игорь Левитин заявил, что в трехлетнем федеральном бюджете уже заложено 20 млрд рублей на строительство ледоколов, а на судостроительных заводах страны будут построены три атомных и три дизель-электрических ледокола. Первый ледокол нового типа будет заложен уже в следующем году. В настоящее время арктический транспортный флот насчитывает более 150 транспортных судов арктических ледовых классов. Сейчас Северный морской путь обслуживают 10 линейных ледоколов, из которых 6 атомных, в том числе построенный в 2007 году атомный ледокол «50 лет Победы», и 4 дизельных.
По словам Игоря Левитина, в ближайшие годы также необходимо будет решить вопрос обеспечения связи вдоль Северного морского пути, поэтому уже сейчас там идет работа по установке вышек и ретрансляторов.
Как заявил в недавнем интервью губернатор Архангельской области Илья Михальчук, в лучшие времена по Северному морскому пути провозилось около 6 млн тонн грузов ежегодно. Губернатор уверяет: «Мы максимально сохранили позиции, имеющие отношение к Арктике, и готовы вновь стать центром развития Северного морского пути. Сохранили единую транспортную сеть, включающую автодороги, воздушные линии, железнодорожные пути и водные артерии, в регионе функционирует система портов, нефтебаза и нефтеналивной терминал. А самое бесценное, что мы сохранили, - люди. Тысячи специалистов прошли проверку в Арктике, накопив бесценный практический опыт», - подчеркнул Михальчук, сообщает www.tpp-inform.ru.