На сегодняшней IV Международной конференции «Освоение Арктического шельфа: шаг за шагом» с докладом выступил Александр Тархов (фото 1), начальник отдела судостроения департамента по добыче газа, газового конденсата и нефти ОАО «Газпром».
Александр Владиславович отметил, что одним из основных направлений работы ОАО «Газпром» является освоение шельфа РФ. Ежегодно в апреле проводится заседание правления совета директоров по всем проектам. В 2002 году был разработан первый проект программы работы на шельфе до 2030 года, в текущем году документ был откорректирован, одобрен правлением и рассмотрен советом директоров. Программа предусматривает этапность комплексного освоения углеводородов на шельфе с применением современных технологий и использованием передового опыта.
Основными районами работ «Газпрома» на Арктическом шельфе являются Баренцево море, Печорское, Карское и Обско-Тазовская губа. Крупнейшие месторождения концерна - Штокмановское, Приразломное, Долгинское; перспективные - Ленинградское и Русановское. Крузенштернское месторождение на Ямале планируется осваивать с 2018 года.
К Арктическим месторождениям, как уже сказано, относятся месторождения Обско-Тазовской губы, освоение которых планируется после 2020 года. В настоящее время «Газпром» и его дочерние компании проводят геологоразведочные работы на 18 участках, из них 12 расположены на Арктическом шельфе. Принятая программа предусматривает дальнейшее увеличение таких работ. На их реализацию до 2030 года планируется затратить порядка 380 млрд рублей. Будет пробурено 99 скважин общей проходкой 260 км.
Для обеспечения работ на шельфе у «Газпрома» имеются две полупогружные буровые установки (ППБУ), одна уже принята в эксплуатацию 27 сентября - «Полярная звезда», прием второй - «Северное Сияние» - ожидается в нынешнем октябре. Самопогружная плавучая буровая установка (СПБУ) «Арктическая» сейчас строится на заводе «Звездочка» в Северодвинске. Завершение строительства планируется в текущем году, в ноябре планируется подписать акт о вводе ее в эксплуатацию. Самоподъемная буровая установка «Амазон» закончила бурение в Карском море. В настоящее время она буксируется в Мурманск.
Плавучий буровой комплекс (ПБК) «Обский-1» находится в Ямбурге. Разработан проект его модернизации по выходу на сверхмалые глубины для бурения на Крузенштернском месторождении. Модернизация планируется в 2012-2013 годах.
Морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная», которая в конце августа поставлена на месторождение в Печорском море, предназначена в первую очередь для бурения эксплуатационных скважин и отгрузки нефти на танкера, построенные ОАО «Совкомфлот» на Адмиралтейских верфях. Месторождение расположено в 10 км от берега, от нефтеотгрузочного комплекса Варандей. В настоящее время все снабжение идет через Мурманск. Глубина моря в районе месторождения составляет порядка 20 метров. Проектный уровень добычи, на который планируется выйти к 2008 году, составляет 6,5 млн тонн. Два танкера - «Кирилл Лавров» и «Михаил Ульянов» - будут возить эту нефть сначала на НПЗ за рубеж, потом с увеличением объемов рассматривается вопрос использования нефтехранилища «Белокаменка», которое стоит в Кольском заливе. «Возможно, в Мурманской области будет построен свой нефтеперерабатывающий завод, возможность строительства которого тоже рассматривается, - сказал Александр Тархов. - Экономика пока неясна».
Для обеспечения своих платформ «Газпром» располагает собственными и арендованными судами. Сегодня в России практически отсутствуют суда обеспечения необходимого ледового класса, поэтому большая их часть арендуется за рубежом.
«Газпром» разработал свою судостроительную программу, в рамках которой два судна проекта 22420 строится на Амурском судостроительном заводе. До 2020 года планируется построить 18 судов снабжения. Кроме того, начинается работа по созданию портового флота в Териберке, в первую очередь для освоения Штокмановского месторождения. Будет строиться ледостойкая стационарная платформа для Долгинского месторождения. Учитывая растущие объемы бурения, планируется строительство еще одной плавучей буровой установки. В настоящее время проходит конкурс на строительство еще 2 судов снабжения. Планируется проведение конкурса для строительства судна снабжения для СПБУ «Арктическая». Объявлен конкурс на строительство еще 3 судов снабжения. «Газпром» в настоящее время испытывает острый дефицит таких судов, поэтому их строится так много», - пояснил докладчик.
Есть ряд проблем, затрудняющих освоение Арктического шельфа. В первую очередь это устаревшая законодательная база РФ. Необходимо упрощение порядка многократного пересечения госграницы, например для доставки специалистов с территории Норвегии. По нынешнему законодательству это можно сделать только через Мурманск. Возникают различные неприятные ситуации.
Необходима также господдержка в части создания инфраструктуры в Арктической зоне - по аварийно-спасательному обеспечению, транспортной в береговой части российской Арктики и развитие сети железных дорог, автодорог. Необходима реконструкция портов на Крайнем Севере, создание системы навигационно-гидрологической и картографической, государственной системы ледовой разведки для обеспечения работы на шельфе.
«Результатом данной работы будут пользоваться все компании, - сказал Александр Тархов. - Необходимо обеспечить единую систему связи в высоких широтах, систему антитеррористической и антидиверсионной защиты».
Как выяснилось, «Газпром» испытывает сильный дефицит в хорошо подготовленных кадрах, прошедших соответствующее обучение. Выясняется, что такую нехватку специалистов и учреждений для обучения испытывают не только северные регионы, но и центральная часть РФ, поэтому приходится отправлять людей на обучение за рубеж. «Газпром» предпринимает отдельные шаги в плане создания учебного центра в Мурманске. Этим занимается «Газпром добыча шельф». Планируется, что в данном центре станут обучаться специалисты по освоению шельфа. Но это учреждение не будет охватывать все специальности. Есть узкопрофильные специальности, по которым необходимо обучить не более 1-2 человек в год. «В этом вопросе необходима кооперация со всеми российскими компаниями, в противном случае одному «Газпрому» содержать такой центр будет невыгодно», - сказал докладчик.