В работе секции «Э2 - Устойчивое развитие Арктики» в рамках III Международного Экономического Форума «Арктика для молодежи» Евгений Валерианов (фото 1), директор учебно-производственного центра ЖКХ Мурманского строительного колледжа имени Н.Е. Момота, призвал молодежь, воодушевленную рассказом об образовательной системе по подготовке специалистов ЖКХ в Германии, о чем мы уже сообщали, спуститься с небес на землю, вернуться в «солнечный» Мурманск.
«Хочу рассказать о том, что делается в нашем УПЦ по подготовке кадров, связанной с исполнением задач по энергоэффективности и энергосбережению, - предложил Евгений Валерианов. - В марте 2010 года по инициативе губернатора и при активном участии Министерства энергетики и ЖКХ Мурманской области, Минобразования и науки был создан наш центр. Основные его задачи: подготовка и повышение квалификации рабочих кадров и специалистов среднего звена в области ЖКХ, энергетики и строительства. А также производства на базе учебных мастерских энергоэффективного оборудования для нужд ЖКХ Мурманска. Условия Крайнего Севера накладывают отпечаток на работу коммунального хозяйства. Труднодоступность, климатические и исторические особенности повышают значение энергосбережения и энергетической эффективности в этой области. Именно поэтому к системе профессионального образования предъявляются особые требования по участию в формировании кадровой политики региона и переподготовке кадров в области энергосбережения. Востребованность в высокопрофессиональных специалистах в этой сфере будет расти год от года, и уже сейчас предприятия испытывают определенный кадровый голод. Для повышения интереса молодежи к этим профессиям в УПЦ работают квалифицированные преподаватели, и есть хорошая технологическая база.
Не все технические решения, применяющиеся в других регионах, можно тиражировать на Кольском полуострове. Специалистами нашего центра разработано адаптированное техническое оборудование, альтернативные решения замены неэффективных бойлеров. Не всегда имеется экономическая целесообразность установки независимой системы отопления. Простая и надежная схема смешения с использованием насоса с частным регулированием может стать эффективным решением проблемы. Усовершенствования не такие большие и финансово емкие, но они помогают увеличить эффективность использования отопления на 5-7%. Сердцем такой установки является насос. Для обеспечения его бесперебойной работы и замены насосов, вышедших из строя, в УПЦ создан сервисный центр по обслуживанию немецкого оборудования известной марки.
Но все это оборудование, высокоэффективное и энергосберегающее, - ничто без его обслуживания квалифицированным персоналом, для обучения которого создана уникальная материальная база. Без правильной эксплуатации такой техники ее использование может не только не принести желаемого результата, но и навредить», - предупредил директор УПЦ.
- Интерес молодежи к работе в ЖКХ в связи с открытием УПЦ усилился? - поинтересовался первый заместитель регионального министра энергетики и ЖКХ Владимир Софьин.
- Да, но не в той степени, в какой хотелось бы. Мы обучаем специалистов по обслуживанию и ремонту сетей коммунального хозяйства в течение 2-х лет. Процент приема увеличился, но конкурса на обучение нет.
- Какова методика внедрения нового оборудования, о котором вы сообщили, в систему ЖКХ муниципальных образований? - подключилась молодежная аудитория.
- Мы не занимаемся внедрением техники и вопросами финансирования этого процесса. Минэнерго и Минобразования планировали, что подобную инициативу возьмут на себя управляющие компании и ресурсоснабжающие организации. Несмотря на обещания, сделанные на открытии нашего центра, ничего такого сделано не было. Наших студентов никто не берет к себе на практику, а если и берут, то ребята занимаются не эксплуатацией и обслуживанием оборудования, а работают с метлой.
- Почему в новинках, разработанных в УПЦ, используется зарубежная техника, а не наша?
- В России мало опыта по созданию и выпуску энергосберегающего оборудования, но если имеются российские аналоги, то стараемся использовать их.
- Каков средний возраст ваших студентов? Судя по представленным слайдам, эти люди были молодыми еще в годы перестройки?
- Это мастера. Производством, разработкой новой техники занимаются мастера. Средний возраст студента-сантехника - я имею в виду специалиста в области ЖКХ - 17 лет. Принимаем на обучение молодежь на базе 9 классов, срок обучения - 3,5 года. Повышают квалификацию взрослые люди.
- Но присутствующие здесь молодые люди хотят быть не сантехниками, а менеджерами в области ЖКХ. Что нужно сделать, чтобы было наоборот?
- Вам нужно повзрослеть. В 17 лет трудно правильно выбрать профессию и расставить приоритеты. Приведу пример: в США управленец достигает уровня заработка 20-летнего рабочего только к 27-28 годам. А общая масса обоих заработков уравнивается к 32-м. Так что, думайте сами.