«Мы предлагаем установить особые правила на Северном морском пути», - Виталий Клюев

В документах, обеспечивающих правовые условия дальнейшего развития российской Арктики, должен быть чётче и жёстче определён будущий статус Северного морского пути. Такое мнение высказали участники прошедшего в Москве заседания Экспертного совета по Арктике и Антарктике при председателе Совета Федерации, о работе которого мы уже сообщили на прошлой неделе.
«В современных условиях значительная часть ВВП России формируется за счёт арктических территорий, - отметил, в частности, председатель совета, спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров. - Эта доля будет неуклонно увеличиваться в результате освоения природных ресурсов. Будет возрастать объём перевозок по Северному морскому пути. Всё это потребует законодательного обеспечения новых экономических, социальных и политически процессов».
Между тем, по мнению специалистов, не всё здесь благополучно и, согласно тому же Чилингарову, «не сформулирована целостная надотраслевая картина положения России в Арктике».
В частности, отметил на прошедшем на днях круглом столе по проблемам Северного морского пути заместитель генерального директора ФГУП «Атомфлот» Андрей Смирнов, «иностранные судоходные компании заинтересовались, присматриваются к Севморпути». «Во-первых, сокращается путь от Атлантического до Тихого океана почти в 2 раза, - пояснил он причины такого интереса. - Такая экзотическая деталь, как пиратство, тоже на это дело повлияла. А то, что скорость по трассе Севморпути, по крайней мере в летние месяцы, не ниже, чем на открытой воде, и то, что вместо 45-50 суток за 20-25 суток грузы доставляются из Европы в Китай или Японию, само за себя говорит».
При этом, по мнению немалого числа экспертов, страны, заинтересованные в открывающихся возможностях, часто не собираются учитывать исторические приоритеты России, освоившей эти пространства. Например, как отметил канадский профессор из университета провинции Британская Колумбия Майкл Байерс, «Соединённые Штаты выступают против российских претензий и заявлений о том, что ключевые части Северного морского пути представляют собой российские территориальные воды».
Отстоять свои права на них России под таким давлением может быть сложно, тем более что даже по юридическим вопросам у отечественных экспертов до сих пор нет единого мнения. Это также отмечалось сегодня на заседании в Совете Федерации. «По проблемам российской Арктики отсутствует федеральный закон, представляющий в целостном виде правовое обеспечение её развития в национальном и международном плане», - подчёркнуто в протоколе сегодняшнего заседания Экспертного совета.
На данный момент, по мнению специалистов, ответ на эти вызовы может быть дан быстрым развитием отечественного ледокольного флота. «Стоит только взглянуть на карту: более половины всех морей - замерзающие, отсюда главная транспортная составляющая Севморпути - ледокольный флот», - заявил, например, Андрей Смирнов. Положительную роль, по его мнению, играет и то, что атомный ледокольный флот находится сегодня в составе «Росатома». «Раньше мы находились, хоть и в хорошем, но всё-таки довольно ограниченном акционерном обществе - не было возможности у Мурманского морского пароходства развивать и поддерживать ледокольный флот, - отметил он. - А госкорпорация «Росатом» - это мощная структура, которая за 3 года восприняла вплотную наши нужды, интересы и задачи. Перспективы у нас заметные. Тем более что только с помощью «Росатома» начинается строительство нового поколения ледоколов, без которых Северу грозило остаться без транспортного обеспечения».
«Главным обстоятельством, которое требует дополнительных мер, включая законодательное регулирование, является наличие сложной климатической и ледовой обстановки. Поэтому для преодоления этого фактора нужно средство, и этим средством является ледокольный флот, которым управляет ФГУП «Росатомфлот», - поддержал эту точку зрения главный морской инспектор группы компаний «Совкомфлот» Михаил Суслин, сообщает ИТАР-ТАСС.
«Проекты, которые касаются ядерных технологий, должны находиться в руках государства, - констатировал также заместитель директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации Виталий Клюев. - В постперестроечные времена атомный флот оказался в управлении хорошей, известной, но всё-таки не государственной компании». С появлением же «Атомфлота», по его словам, «управляемость со стороны государства существенным образом повысилась», а «взаимодействие Минтранса с таковым предприятием, безусловно, облегчилось». «Одинаковые административные процедуры у нас и одинаковые схемы взаимодействия, и мы подчиняемся одному руководителю в правительстве. В этом смысле, конечно, ситуация улучшилась», - заявил он. Кроме того, Клюев напомнил, что «Атомфлот» будет строить атомный ледокол - «мы нашли решение этой задачи совместными усилиями».
Как ожидается, законопроект о создании федерального государственного учреждения «Администрация Северного морского пути» может быть принят Госдумой уже в весеннюю сессию, сообщил Виталий Клюев. «Госдумой соответствующий законопроект принят в первом чтении, и мы ожидаем, что в ходе весенней сессии он получит статус закона, - отметил Клюев. - Мы предлагаем установить особые правила на Северном морском пути».

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

20:05«Сегодняшний день даёт ощущение причастности к нашей древней истории и культуре», — Игорь Морарь о Дне народного единства

19:075 ноября над Мурманском взойдёт огромная Луна

18:03Пришел за вещами в три часа ночи, а потом протаранил машину: похождения ревнивого мужа в Апатитах

17:33Здесь играл военный оркестр и звенели мечами средневековые воины: «Ночь искусств» в музее Северного флота

17:03Бастрыкин распорядился возбудить дело после закрытия детских садов в Мончегорске

16:22В Мурманске презентуют фильм, снятый в Заполярье

15:33В Кировске открыли лестницу длиной в четверть километра [видео]

11:56Строительство нового корпуса Мурманского онкодиспансера вышло на финальную стадию [видео]

10:13«Откуда Ноты Растут»: Николай Крупатин прилетел в Мурманск, но не для того, чтобы рассказать о музыке

09:25Гигантский флаг развернут на площадке у Семеновского озера: жителей и гостей Мурманска приглашают на День народного единства

09:02В Хибинах в «цифровую мышеловку» попались землеройка, дрозд и бурозубки [видео]

08:20Возможны прояснения, но увидим ли солнце? Погода в Мурманской области

23:164 самых мудрых знака Зодиака: вы умеете мыслить нестандартно — мастера усидчивости и критического мышления

22:20Астрологи в шоке: этой паре звезды прописали «любовь до грома Зевса в районе пятого измерения»

22:19Скандал или пиар: Юлия Меньшова раскрыла правду о романе с Дмитрием Нагиевым — что происходит в личной жизни звёзд

21:42Кинодивы СССР: угадайте актрису по фото — тест для тех, кто влюблён в советские фильмы

21:17Старость должна быть здоровой: 5 продуктов, которые запрещены после 50 лет — избавьтесь уже сегодня

20:35Только чёрная икра и омары на столе: эти люди появились на свет, чтобы быть богатыми — деньги липнут к рукам

Все новости