Как мы уже сообщали, Центризбирком направил в регионы модельный закон о порядке отзыва губернаторов. Согласно этому документу желающим отозвать главу региона потребуется собрать 25% подписей избирателей за месяц, чтобы только инициировать референдум. А непосредственно для отзыва необходимо, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа избирателей региона.
Положения закона комментирует директор Института политики и государственного права Виталий Иванов:
«Конечно, такие требования невыполнимы. Институт отзыва губернаторов у нас вводится в третий раз уже, и никогда механизм отзыва не был прописан так, чтобы им можно было реально воспользоваться. Он всегда был в той или иной степени сложным, фактически нереализуемым.
Это связано с тем, что одно дело - это разговоры про демократию, про ротацию, про ответственность глав исполнительной власти, а другое дело - политическая стабильность, другое дело - стабильность руководства, другое дело - защищать действующую власть от недружественных или, прямо скажем, враждебных выпадов со стороны оппозиции и различных политических предпринимателей.
Я вам просто объясню, что будет, если процедура отзыва будет легкой. Это приведет к тому, что всевозможные политические предприниматели начали бы заниматься тем, что организовывали бы инициативные группы, ставили бы вопрос об отзыве глав. Причем ставили этот вопрос не для того, чтобы реально глав отозвать, хотя, может быть, и для этого тоже, но основная задача их была бы, создав соответствующую угрозу для губернатора, получить от него какие-то уступки, какие-то ресурсы и так далее. Губернаторы в этой ситуации оказались бы заложниками людей, которые способны найти средства для организации инициативных групп, сбора документов, а это, как мы знаем, небольшие средства. То есть у нас бы в каждом третьем регионе губернаторы перманентно отбивались бы от людей, которые бы заявляли, что их отзовут. А самое смешное, если бы действительно начали отзывать. Тут такая ситуация, когда институт отзыва и не ввести нельзя, потому что пообещали, и вместе с тем нельзя дать публике инструмент, которым можно реально пользоваться, потому что им тут же начнут злоупотреблять. Поэтому будет то, что прописали, и это правильно.
Если говорить о том, что закон еще пройдет процедуру уточнения в субъектах РФ, то, я полагаю, в регионах попытаются придумать еще какие-то способы подстраховаться, на случай если все-таки кто-то все это пройдет. Возможно, в законе есть какие-то лазейки, которые еще не прикрыты. Если они действительно есть, то в регионах будут стараться их закрывать. Действующим губернаторам это не надо, поскольку в большинстве нормальных регионов главы контролирует парламенты, соответственно, ничего ненужного в эти законы не впишут.
Что же касается уже действующего закона о выборах губернатора и так называемых муниципальных фильтров, то я считаю, что они зарекомендовали себя хорошо, потому что, с одной стороны, они эффективно отпугивают всякую политическую шантрапу, авантюристов, жуликов, которые понимают, что им просто не позволят собрать подписи. С другой стороны, в принципе муниципальный фильтр не закрывает путь серьезным оппозиционерам или, скажем так, серьезным оппонентам действующих губернаторов. Они же не обязательно оппозиционеры. Например, Морозов в Рязанской области, какой это оппозиционер? Это абсолютно системный человек, но он оппонент, соперник был на момент, когда он подписи собирал. Серьезным людям фильтр дорогу не закрывает, то есть в этом смысле фильтр работает вполне себе эффективно», сообщает club-rf.ru.