Полярники еще надеются превратить ледокол «Арктика» в музей

Знаменитый атомный ледокол «Арктика», которому грозит утилизация, можно спасти, превратив его в крупный национальный мемориально-просветительский центр. Такой вариант предложила инициативная группа полярников на специальном заседании Полярной комиссии Российского географического общества (РГО), посвященном судьбе судна. Идею уже поддержали Государственный музей Арктики и Антарктики, Росгидромет, ряд депутатов Совета Федерации, Арктическая общественная академия, сообщает «Независимая газета».
«Арктика» исключена из реестровой книги судов еще в июле 2012 года. Стоимость утилизационных работ, в случае если ее решат распилить на металлолом (как говорят моряки, «пустить на иголки»), по оценкам экспертов, составит около 2 млрд. руб. Полярники, развернувшие кампанию по спасению ледокола, утверждают, что реализация музейно-научного проекта обойдется существенно дешевле, и более того, такой центр в дальнейшем может принести выгоду как в качестве объекта туризма, так и в роли научно-учебной базы для моряков и полярных исследователей.
«Арктика» - второй в мире атомный ледокол и первое судно, достигшее Северного полюса в надводном плавании. Судно было заложено 3 июля 1971 года и уже спущено на воду 26 декабря 1972 года на Балтийском заводе в Ленинграде. Выполнив несколько рейсов по Севморпути, в 1977 году ледокол совершил сложный поход на Северный полюс, преодолев 3852 морские мили, в том числе 1200 миль по многолетним льдам. В результате была доказана возможность осуществления круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана. «Арктика» осуществляла проводку научно-исследовательских судов, обеспечивала работу по высаживанию на льды дрейфующих станций. В 2008 году закончился срок действия документов Морского регистра РФ, подошел к концу запас ядерного топлива, была остановлена ядерная энергетическая установка. В 2011 году с «Арктики» был снят экипаж, судно вывели в холодный отстой.
«Нельзя, чтобы с «Арктикой» случилось то же, что с легендарным «Ермаком», который пошел на слом в 1965 году, - сказал директор Музея Арктики и Антарктики полярник Виктор Боярский. - Этот корабль должен вернуться туда, где он родился, - в Петербург. Те, кто бывал на ледоколе, знают, какое сильное впечатление он может производить на горожан и гостей города. Сейчас ни отдельные ведомства, ни город не смогут справиться с проектом спасения и новой жизни «Арктики». Нужна федеральная программа. Но в первую очередь нужно вывести ледокол из «опасной зоны», не дать его распилить».
В случае старта проекта нужно будет решить вопросы транспортировки ледокола из Мурманска в Петербург, организации причала, обеспечения радиационной безопасности. Поэтому во вчерашнем заседании участвовали эксперты самых разных специальностей - музейщики, сотрудники «Большого порта Санкт-Петербург», атомщики из Курчатовского института (они уже дали экспертное заключение о безопасности ледокола). По мнению Боярского, лучшее место для «Арктики» - рядом с Горным институтом, где он будет соседствовать с другим ледоколом-музеем - «Красиным», который является филиалом Калининградского музея Мирового океана (но в отличие от «Красина», который начинал свою биографию под британским флагом, «Арктика» - изначально отечественная).
Руководитель секции молодых ученых Арктической академии ассоциации Арсений Митько считает, что в рамках нового проекта может быть обеспечена работа недавно созданного научно-прикладного центра «Арктическое морское наследие России». «Интерес к нему проявляют Академия имени Макарова, другие институты, связанные с мореплаванием и освоением Арктики, Музей Мирового океана», - говорит Митько. Полярная комиссия РГО подготовила обращения к губернатору Петербурга и президенту РФ с просьбой решить судьбу «Арктики», обосновав при этом целесообразность ее базирования в Петербурге в новом качестве.
Хотя конкурс на утилизацию «Арктики» уже объявлен, полярники считают, что федеральная власть сумеет еще до конца нынешнего года принять решение о спасении ледокола.

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

10:45Мотивация в действии: после ареста лодочного гаража мончегорец рассчитался с долгами

10:05Когда слышит, что нужно осмотреться ректально, он говорит: «Нет, нет, нет. Меня же ничего не беспокоит» — о заболеваемости онкологией в Мурманской области

10:00Дмитрий ТЕЛУШКИН. Как родители и педагоги могут защитить детей в Сети. Часть 2

09:11Один человек пострадал в аварии на федеральной трассе «Кола»

08:20В Мурманской области ожидаются похолодание и сильный снег

19:50В Апатитах продают бандану с солистом группы «The Prodigy» за миллион рублей

18:58В Мурманской области более 9 тысяч пациентов получили высокотехнологичную медицинскую помощь

18:44Мурманский СК рассказал, как правильно кататься на тюбингах

17:10Жили с двумя трупами за стеной — самое необычное обращение к губернатору Мурманской области

17:07В 1903 году в Териберке начал службу спасательный бот «Великая Княгиня Ксения Александровна»

16:55Кинокаток запустят в Мурманске, всего же в городе-герое будут открыты 22 бесплатные ледовые площадки для массовых катаний

16:44«На бесплатную не заехали бы»: Автолюбители Мурманска обсуждают снежные завалы на парковке нового терминала

11:00Голландец 6 лет прожил в России: вернулся на Родину — что изменилось в Голландии за это время

10:50В СССР было 3 нормы расхода бензина на автомобили: на бумаги писали одно, а на деле было другое — с чем это связано

10:42Как розы, только лучше: 3 растения, которые успешно заменят «королеву сада» — никаких лишних хлопот

10:42То, что доктор прописал: как питаться по системе врача Александра Мясникова — здоровье и прилив сил гарантированы

10:03Анализ крови может указать на проблемы со здоровьем: на что обратить внимание — важны 4 показателя

09:50Откроют пинком дверь в шикарный кабинет с видом на город: 3 знака Зодиака ждёт повышение — начало декабря 2025 года все изменит

Все новости