Полярники еще надеются превратить ледокол «Арктика» в музей

Знаменитый атомный ледокол «Арктика», которому грозит утилизация, можно спасти, превратив его в крупный национальный мемориально-просветительский центр. Такой вариант предложила инициативная группа полярников на специальном заседании Полярной комиссии Российского географического общества (РГО), посвященном судьбе судна. Идею уже поддержали Государственный музей Арктики и Антарктики, Росгидромет, ряд депутатов Совета Федерации, Арктическая общественная академия, сообщает «Независимая газета».
«Арктика» исключена из реестровой книги судов еще в июле 2012 года. Стоимость утилизационных работ, в случае если ее решат распилить на металлолом (как говорят моряки, «пустить на иголки»), по оценкам экспертов, составит около 2 млрд. руб. Полярники, развернувшие кампанию по спасению ледокола, утверждают, что реализация музейно-научного проекта обойдется существенно дешевле, и более того, такой центр в дальнейшем может принести выгоду как в качестве объекта туризма, так и в роли научно-учебной базы для моряков и полярных исследователей.
«Арктика» - второй в мире атомный ледокол и первое судно, достигшее Северного полюса в надводном плавании. Судно было заложено 3 июля 1971 года и уже спущено на воду 26 декабря 1972 года на Балтийском заводе в Ленинграде. Выполнив несколько рейсов по Севморпути, в 1977 году ледокол совершил сложный поход на Северный полюс, преодолев 3852 морские мили, в том числе 1200 миль по многолетним льдам. В результате была доказана возможность осуществления круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана. «Арктика» осуществляла проводку научно-исследовательских судов, обеспечивала работу по высаживанию на льды дрейфующих станций. В 2008 году закончился срок действия документов Морского регистра РФ, подошел к концу запас ядерного топлива, была остановлена ядерная энергетическая установка. В 2011 году с «Арктики» был снят экипаж, судно вывели в холодный отстой.
«Нельзя, чтобы с «Арктикой» случилось то же, что с легендарным «Ермаком», который пошел на слом в 1965 году, - сказал директор Музея Арктики и Антарктики полярник Виктор Боярский. - Этот корабль должен вернуться туда, где он родился, - в Петербург. Те, кто бывал на ледоколе, знают, какое сильное впечатление он может производить на горожан и гостей города. Сейчас ни отдельные ведомства, ни город не смогут справиться с проектом спасения и новой жизни «Арктики». Нужна федеральная программа. Но в первую очередь нужно вывести ледокол из «опасной зоны», не дать его распилить».
В случае старта проекта нужно будет решить вопросы транспортировки ледокола из Мурманска в Петербург, организации причала, обеспечения радиационной безопасности. Поэтому во вчерашнем заседании участвовали эксперты самых разных специальностей - музейщики, сотрудники «Большого порта Санкт-Петербург», атомщики из Курчатовского института (они уже дали экспертное заключение о безопасности ледокола). По мнению Боярского, лучшее место для «Арктики» - рядом с Горным институтом, где он будет соседствовать с другим ледоколом-музеем - «Красиным», который является филиалом Калининградского музея Мирового океана (но в отличие от «Красина», который начинал свою биографию под британским флагом, «Арктика» - изначально отечественная).
Руководитель секции молодых ученых Арктической академии ассоциации Арсений Митько считает, что в рамках нового проекта может быть обеспечена работа недавно созданного научно-прикладного центра «Арктическое морское наследие России». «Интерес к нему проявляют Академия имени Макарова, другие институты, связанные с мореплаванием и освоением Арктики, Музей Мирового океана», - говорит Митько. Полярная комиссия РГО подготовила обращения к губернатору Петербурга и президенту РФ с просьбой решить судьбу «Арктики», обосновав при этом целесообразность ее базирования в Петербурге в новом качестве.
Хотя конкурс на утилизацию «Арктики» уже объявлен, полярники считают, что федеральная власть сумеет еще до конца нынешнего года принять решение о спасении ледокола.

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:57«Газель» и Mitsubishi столкнулись под Апатитами, четверо пострадали

18:49Вакансия курьера стала самой востребованной в Мурманской области

17:32Центральную площадь Мончегорска будут «собирать» по кускам к Дню металлурга

17:17Недовольных питанием никельских школьников кормит подрядчик из Мурманска, но это временно

16:12«Маргаритки, гвоздики, бархатцы»: Мурманчане могут принять участие в городском конкурсе «Мой зеленый город — мой уютный дом»

14:49Двум несовершеннолетним мурманчанам грозит срок за сбыт наркотиков на 4 млн рублей

13:50Ковры, сады и сантехника: Мурманчане определили приоритеты в услугах

13:38Организатора трейла в Хибинах с 2 погибшими спортсменами не стали отправлять в СИЗО — региональный Следком

12:58Из Ковдора в Енский 9 и 10 июля северяне не уедут: причиной стала поломка автобуса — перевозчик

11:54Мужчина-инвалид из Ловозеро «дошел» до Следкома России

11:28Появления бирж для мороженой рыбы в России приведёт к подорожанию и увеличению импорта на прилавках — эксперт

11:12Каравай, песни и подарки: Мурманский ЗАГС работал до полуночи в День семьи

04:01Женщины в зрелом возрасте строят отношения иначе, чем в юности: что они хотят видеть от мужчин — какие причины

04:00Как уберечь диван от кошачьих когтей: практичные советы

03:54Без боли и лекарств: как снизить мочевую кислоту и забыть о проблемах с суставами — 3 способа снизить и 5 продуктов, которые спасут вас от подагры

03:44У отличников задрожали коленки — а вам уравнение сдалось за 20 секунд: ничего сложного, если IQ>110

03:34Долгожданное обновление УАЗ: завод представил обновлённую версию с двигателем Евро-5 — новый Хантер 2025 года

03:17Лучшее тесто для пирожков: хранится до 3 дней в холодильнике — получается воздушная выпечка

Все новости