Полярники еще надеются превратить ледокол «Арктика» в музей

Знаменитый атомный ледокол «Арктика», которому грозит утилизация, можно спасти, превратив его в крупный национальный мемориально-просветительский центр. Такой вариант предложила инициативная группа полярников на специальном заседании Полярной комиссии Российского географического общества (РГО), посвященном судьбе судна. Идею уже поддержали Государственный музей Арктики и Антарктики, Росгидромет, ряд депутатов Совета Федерации, Арктическая общественная академия, сообщает «Независимая газета».
«Арктика» исключена из реестровой книги судов еще в июле 2012 года. Стоимость утилизационных работ, в случае если ее решат распилить на металлолом (как говорят моряки, «пустить на иголки»), по оценкам экспертов, составит около 2 млрд. руб. Полярники, развернувшие кампанию по спасению ледокола, утверждают, что реализация музейно-научного проекта обойдется существенно дешевле, и более того, такой центр в дальнейшем может принести выгоду как в качестве объекта туризма, так и в роли научно-учебной базы для моряков и полярных исследователей.
«Арктика» - второй в мире атомный ледокол и первое судно, достигшее Северного полюса в надводном плавании. Судно было заложено 3 июля 1971 года и уже спущено на воду 26 декабря 1972 года на Балтийском заводе в Ленинграде. Выполнив несколько рейсов по Севморпути, в 1977 году ледокол совершил сложный поход на Северный полюс, преодолев 3852 морские мили, в том числе 1200 миль по многолетним льдам. В результате была доказана возможность осуществления круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана. «Арктика» осуществляла проводку научно-исследовательских судов, обеспечивала работу по высаживанию на льды дрейфующих станций. В 2008 году закончился срок действия документов Морского регистра РФ, подошел к концу запас ядерного топлива, была остановлена ядерная энергетическая установка. В 2011 году с «Арктики» был снят экипаж, судно вывели в холодный отстой.
«Нельзя, чтобы с «Арктикой» случилось то же, что с легендарным «Ермаком», который пошел на слом в 1965 году, - сказал директор Музея Арктики и Антарктики полярник Виктор Боярский. - Этот корабль должен вернуться туда, где он родился, - в Петербург. Те, кто бывал на ледоколе, знают, какое сильное впечатление он может производить на горожан и гостей города. Сейчас ни отдельные ведомства, ни город не смогут справиться с проектом спасения и новой жизни «Арктики». Нужна федеральная программа. Но в первую очередь нужно вывести ледокол из «опасной зоны», не дать его распилить».
В случае старта проекта нужно будет решить вопросы транспортировки ледокола из Мурманска в Петербург, организации причала, обеспечения радиационной безопасности. Поэтому во вчерашнем заседании участвовали эксперты самых разных специальностей - музейщики, сотрудники «Большого порта Санкт-Петербург», атомщики из Курчатовского института (они уже дали экспертное заключение о безопасности ледокола). По мнению Боярского, лучшее место для «Арктики» - рядом с Горным институтом, где он будет соседствовать с другим ледоколом-музеем - «Красиным», который является филиалом Калининградского музея Мирового океана (но в отличие от «Красина», который начинал свою биографию под британским флагом, «Арктика» - изначально отечественная).
Руководитель секции молодых ученых Арктической академии ассоциации Арсений Митько считает, что в рамках нового проекта может быть обеспечена работа недавно созданного научно-прикладного центра «Арктическое морское наследие России». «Интерес к нему проявляют Академия имени Макарова, другие институты, связанные с мореплаванием и освоением Арктики, Музей Мирового океана», - говорит Митько. Полярная комиссия РГО подготовила обращения к губернатору Петербурга и президенту РФ с просьбой решить судьбу «Арктики», обосновав при этом целесообразность ее базирования в Петербурге в новом качестве.
Хотя конкурс на утилизацию «Арктики» уже объявлен, полярники считают, что федеральная власть сумеет еще до конца нынешнего года принять решение о спасении ледокола.

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

21:35Машины всмятку: на трассе «Кола» произошла массовая авария

18:03Росстат: в Мурманске самая дорогая в России красная икра

16:51В Мурманске уже выпало 80% декабрьской нормы осадков

16:31«Кольские огни» стали немного дальше?

15:23Мурманская область получит из федерального бюджета более полумиллиарда рублей на мазут

14:43«Единая Россия» начала избирательную кампанию 2026 с обращения к гражданам

14:05В Мурманской области рассказали про краснокнижный мох

12:32Проехал четыре метра: в Апатитах будут судить «одумавшегося» угонщика

12:03Из-за беспредела правительства Москвы начали преследовать коллекторы — участник СВО из Мурманска попал в бюрократический ад

11:23Свыше 50 обращений поступило от жителей Никеля, Печенги и Спутника на отсутствие в домах отопления

10:20Гострудинспекция Мурманской области: декретный отпуск можно разделить между родителями

09:57В Мурманской области заметили «заблудившегося» соболя

23:04Спокойно и уютно: от чего нужно отказаться по утрам для своего комфорта — вы даже не заметите, как наладится самочувствие

22:29Выращивание гортензий: почему садоводам сложно удержаться от покупки новых сортов — чем их лучше удобрять для пышного цветения

22:02Меховые тренды: 3 приёма сделают шубу модной и актуальной — вы устанете ловить восхищённые взгляды

21:00Происходящее будет похоже на волшебство: 4 знака Зодиака смогут заключить невероятно выгодные сделки — чья жизнь выйдет на новый уровень во второй половине декабря 2025 года

20:10Каталонцы готовы оторваться от извечных соперников? Прогноз матча «Барселоны» и «Осасуны»

20:03Новые правила строительства дач в Подмосковье: что изменится с 2026 года — дороже, дольше, строже

Все новости