Судя по данным Счётной палаты, победные реляции экс-главы ведомства Сердюкова о массовом расселении офицерских семей были весьма далеки от реального положения дел. К примеру, в конце октября Сердюков сообщил на «правительственном часе» в Госдуме, что из 54 тысяч военнослужащих, стоящих в жилищной очереди Минобороны в начале нынешнего года, 41,4 тысячи уже получили уведомление о распределении им квартир. Получалось, что к середине 2013-го - сроку, отведенному президенту для закрытия военной очереди, - осталось подыскать жилплощадь 13,6 тысячи офицерских семей. Правда, уже тогда знающие люди говорили, что Сердюков озвучил перед депутатами сомнительные цифры. Более реальной выглядела иная статистика - около 60 тысяч армейских очередников. Но и она, как выясняется, не полностью отражала ситуацию на военно-квартирном фронте.
Что на самом деле творится с офицерскими «метрами», можно судить по высказыванию руководителя Счетной палаты РФ Сергея Степашина.
- Достаточно странно, что мы каждый год слышали о том, что проблема жилья для военнослужащих решена. Но, по данным Счетной палаты, на сегодняшний день 100 тысяч военнослужащих снова не имеют жилья. Надо разбираться, - заявил Степашин.
За последние годы его сотрудники неоднократно изучали все, что связано с учетом и распределением армейских квартир. Нарушений было выявлено много. Результаты аудита, в том числе, ложились на стол Сердюкова.
Однако должной оценки они не получали. Сводные итоги проверки жилищной сферы Минобороны за два минувших года Счетная палата уже передала Сергею Шойгу. Изучение этих документов наверняка подвигнет министра на принятие срочных мер для расселения военных очередников.
Между тем, такого же оперативного вмешательства требуют и многие другие вопросы. Сергей Степашин сказал, что в этом месяце аудиторы Счетной палаты встретятся с главой оборонного ведомства. Они проинформируют Шойгу о «болевых точках» министерства. В частности, о проблемах военных городков и нарушениях при закупке вооружений.
- Самая большая проблема - это закупки по линии Рооборонзаказа: очень большой разброс по цене и качеству, - сообщил Степашин.
Что же касается передачи армейских городков, то о масштабах и сложностях этой работы тоже можно судить по данным Счетной палаты. Её аудиторы проверили эффективность реализации военной собственности в 2011 году и пришли к выводу - доля неликвидных активов может составлять 80-90 процентов от всего высвобождаемого имущества Минобороны. В то же время из 177 объектов, выставленных в прошлом году на аукционы, военным удалось реализовать лишь 42. На них ведомство заработало около 5 миллиардов рублей.
«Доля средств, поступивших на лицевой счёт Минобороны от реализации движимого и недвижимого имущества Вооруженных сил, составила всего 3,9 процента от объёма средств, необходимых ведомству на ежегодное содержание недвижимого имущества военных городков», - говорится в материалах Счетной палаты.
Кое-какие шаги для наведения порядка с реализацией армейской недвижимости министр обороны уже предпринял. Во время недавней поездки на Дальний Восток Шойгу распорядился без проволочек передавать местным властям опустевшие гарнизоны вместе с их земельными участками. В Счётной палате надеются, что аналогичной решение будет принято по бывшим военным городкам Подмосковья, которые в отсутствие хозяев пришли в полную негодность. Степашин назвал трагедией то, что сегодня происходит и в Забайкальском крае. «Несколько тысяч человек живут в брошенных городках. Это просто недопустимо», - считает руководитель Счётной палаты РФ, пишет «РГ».