Расширение полномочий федеральных министров предусмотрено изменениями в указ о взаимодействии и координации деятельности территориальных органов власти. С 11 января министры вправе предлагать президенту уволить высшее должностное лицо региона. Основания в указе не перечислены.
Это не давление на губернаторов, а результат работы по децентрализации власти, уверен сотрудник администрации президента: нужно улучшить управление в регионах и координацию разных уровней власти.
Провести децентрализацию два года назад пообещал Дмитрий Медведев, когда был президентом. Занялись ею две рабочие группы под руководством вице-премьеров Дмитрия Козака и Александра Хлопонина. Они подготовили доклады, но серьезных изменений - передачи полномочий и источников доходов - не произошло, пишут «Ведомости».
Зато давление на расходы регионов федеральный центр за два года увеличил, говорит Карен Вартапетов из S&P: правительство инициировало повышение зарплат бюджетников в социальных секторах. В следующие 2-3 года сохранятся высокие темпы роста текущих расходов в ущерб инвестиционным (не менее 10%, в 2012 году - 9%), считает он, часть бедных регионов будет вынуждена наращивать дефицит и занимать. Минэкономразвития предупреждало, что к 2018 году дефицит бюджетов регионов достигнет 1,8 трлн рублей.
По расчётам S&P, для компенсации расходов центр должен регионам передать 320 млрд рублей, а в федеральном бюджете предусмотрено лишь 100 млрд рублей. В Россию возвращается практика «нефинансируемых мандатов» 1990-х годах, говорит Вартапетов: «Наказание губернаторов за недофинансирование таких мандатов не совсем соответствует классическим принципам бюджетного федерализма».
В сентябре 2012 года министр финансов Антон Силуанов предлагал ужесточить требования к губернаторам, если регион не выполняет свои обязательства или долг региона превышает параметры, предусмотренные Бюджетным кодексом (более 50% от своих доходов, сейчас есть 20 таких регионов). Если региональные власти не занимаются оздоровлением бюджета, то можно инициировать процесс отрешения губернатора от должности, говорил Силуанов.
Сейчас для отправки губернатора в отставку президенту достаточно заявить об утрате доверия. Ему приходится выступать инициатором отставки, а новые правила позволят президенту стать над конфликтом и выступать в роли арбитра, говорит один из губернаторов. Три опрошенных «Ведомостями» министра считают новую норму нелишней, но не могут вспомнить случая, когда бы она им могла уже пригодиться. Возникает конфликт, полагает вице-губернатор Дальневосточного региона: ведь губернатор вправе предлагать сделать выговор руководителю территориального органа федеральной власти.
В 2012 году были возвращены прямые выборы губернаторов, теперь власть страхуется от возрождения региональной фронды, считает политолог Евгений Минченко. Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич называет новую норму «крючком для тех, кого неправильно избрали»: «Чтобы оказывать давление на губернаторов, нужны претензии». А найти недостатки в регионе может руководитель любого ведомства, говорит Зубаревич: «Норма - это обитая войлоком дубина для губернатора, она работает на укрепление власти президента».