Российская элита настроена на то, что президент Путин в 2018 году пойдет на новый срок, но вся она, включая и самого главу государства, прорабатывает и запасные варианты. Как объясняют в своем докладе Евгений Минченко и Кирилл Петров из холдинга «Minchenko Consulting», элитные группы вступают в борьбу за место премьера, потому что при какой-либо трагической случайности с Путиным именно премьер автоматически становится преемником.
Гонка преемников, проведенная в 2006-2007 гг., оказалась эффективной технологией управления элитой, пишут авторы, теперь она снова фактически началась, пока в неё «вступили» только премьер Дмитрий Медведев и его заместитель Дмитрий Рогозин, но будут и другие участники, а Путин будет их поощрять.
Отправной точкой для борьбы за пост премьера стало ноябрьское заявление Медведева, что Кремль - река, в которую можно войти дважды: оно, по словам федерального чиновника, вызвало в элитах большой резонанс. Удары скорее всего будут наноситься не по самим претендентам, а по людям из их окружения, предсказывает чиновник. Разговоры о скорой смене правительства усилились, ожидаются информационные атаки на нескольких медведевских министров, констатирует человек, близкий к администрации президента.
Против Медведева играет несколько факторов, говорится в докладе: недовольство бюрократии - и партии возвращения Путина, и партии второго срока Медведева; снижение поддержки населения; размытое политическое позиционирование премьера.
Утраченные Медведевым ресурсы перетекают к мэру Москвы Сергею Собянину и бывшему министру финансов Алексею Кудрину. В активе Собянина - хорошие отношения с компаниями ТЭКа и олигархами, крупнейший после федерального бюрократический аппарат и мощная финансовая база, пул близких к нему уральских губернаторов. Возможная стратегия команды Собянина: досрочные (в 2013 или 2014 г.) выборы мэра Москвы, победа - и демонстрация электорального потенциала, затем переход на пост премьера. Кудрин настроил против себя элиты позицией «скупого рыцаря», но может возглавить правительство, если понадобится проводить антикризисную политику.
Антикризисным менеджером от силовых структур может выступить министр обороны Сергей Шойгу. Его минусы - историческая связь с семьей Бориса Ельцина и буддистские корни, они не понравятся православной общественности. Его конкурент в этой нише Рогозин гораздо менее влиятелен, но с успешным опытом публичной политики.
Представители Минобороны и Рогозина от комментариев отказались. По словам бывшего чиновника Минобороны, и Шойгу, и Рогозин - яркие публичные фигуры, недавно получившие назначения, чем, вероятно, и вызван интерес к ним политологов, но исходя из путинской политической практики сейчас еще слишком рано делать ставки. Представитель Собянина от комментариев отказался, но недавно мэр заявлял, что против досрочных выборов. Представитель Кудрина не стал комментировать доклад.
Симптоматично, что единственным представителем либерального лагеря оказался Кудрин, обращает внимание член основанного экс-министром Комитета гражданских инициатив Игорь Юргенс: фатальных кандидатур нет, люди все опытные, хотя сами разговоры о преемнике в демократическом обществе звучат, конечно, неприлично.
Эксперты и анонимы, предрекающие отставку правительства, больше похожи на гадалок, говорит пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова: работу правительства оценивает президент, а последнее большое мероприятие в Кремле с участием президента и правительства - представление премьером основных направлений деятельности (31 января) - говорит о единстве целей и задач президента и правительства.
Ставить вопрос о преемнике сейчас, в 2013 году, когда Путин отчётливо намекает, что не исключает участия в выборах и в 2018 году, преждевременно, считает политолог, член высшего совета «Единой России» Дмитрий Орлов: да, нынешнее влияние Медведева несопоставимо с его же влиянием в годы президентства и даже в первые месяцы премьерства, он уже не главный кандидат, но и не рядовой. Вероятность возвращения Кудрина мала, а Рогозина, по мнению Орлова, нельзя считать активным игроком, сообщает www.vedomosti.ru.