Российский энергосетевой комплекс требует пересмотра инвестпрограммы в сторону увеличения. Этот вопрос будет обсуждаться на следующей неделе на Петербургском международном экономическом форуме, на круглом столе «Доступные сети: инвестиционная привлекательность или социальная инфраструктура?»
Накануне председатель правления ФСК (управляет «Россетями») Олег Бударгин задал тон дискуссии, заявив, что инвестпрограмма ФСК ЕЭС должна быть увеличена до 200 млрд руб. в год (сейчас - 155,2 млрд), а «Россетей» - до 250 млрд (пока 152 млрд). Согласно аргументам энергетиков, увеличение вложений необходимо, в том числе для замены устаревшего оборудования. Однако пока не определено, в какой степени увеличение нагрузки должно лечь на плечи потребителей, а в какой - государства. По мнение г-на Бударгина, для дополнительного финансирования предполагается привлечь источники, которые не окажут влияния на тарифы. В преддверии форума РБК daily опросила экспертов, по какому сценарию, по их мнению, пойдет реформа.
Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития: «Восстанавливать состояние сетевого комплекса хотя бы до приемлемого необходимо с помощью прямых инвестиций государства, а не за счет потребителей, и только за счет энергокомпаний. Именно государство должно провести качественный пересмотр подхода к формированию инвестпрограмм электроэнергетиков. Для этого каждый проект энергетиков следует рассматривать отдельно, причем с использованием инструмента широких общественных обсуждений. При утверждении этих проектов на общественном обсуждении наверняка будет высказываться особое мнение. И полностью непринятие требований потребителя должно также всесторонне учитываться. Вряд ли энергетики станут брать на себя риски при широком резонансе при рассмотрении того или иного проекта. Нужно понимать, даст его реализация экономический эффект для потребителей или нет. По крайней мере, при участии общественности темпы роста тарифа будут существенно ниже».
Наталья Порохова, эксперт Центра экономического прогнозирования Газпромбанка: «Идея привлечь государственные средства к финансированию инвестиционных программ в целом сегодня отвечает интересам всех сторон. ФСК это дает возможность увеличить инвестпрограмму, потребителям - сдержать тариф, а государству, которое сегодня активно ищет механизмы стимулирования экономического роста, - путем вложений в инфраструктуры решить проблемы оживления внутреннего спроса в экономике. Идея финансирования инфраструктуры путем выпуска инфраструктурных облигаций и привлечения средств пенсионных накоплений сегодня активно обсуждается применительно к РЖД и ФСК (РЖД уже привлекли от ВЭБа 25 млрд руб.). На фоне замедления экономического роста и исчерпания его драйверов развитие инфраструктуры действительно могло стать для государства одним из механизмов экономической политики. Однако эффективность данного механизма, безусловно, напрямую будет зависеть от качества администрирования этих расходов».